Первая книга Царств, глава 16

Давид помазан в цари

Господь спросил Самуила: «Долго еще ты будешь скорбеть о Сауле? Я отверг его, отрешил от царства Израильского! Наполни рог елеем и иди, куда Я тебя пошлю, — к Иессею из Вифлеема. Я присмотрел себе царя среди его сыновей». «Как же я пойду? — спросил Самуил. — Услышит об этом Саул и убьет меня». Господь ответил: «Возьми с собой молодую корову из стада и скажи: „Я пришел принести жертву Господу“. Пригласи Иессея на жертвоприношение, а Я дам тебе знать, что делать. Так ты помажешь того, на кого Я тебе укажу».

Самуил поступил, как велел Господь. Пришел он в Вифлеем, и при входе в город встретили его встревоженные старейшины и спросили: «С миром ли ты пришел?» Он ответил: «С миром — я пришел принести жертву Господу. Совершите обряд освящения — и вместе пойдем на жертвоприношение».

Затем он совершил обряд освящения над Иессеем и его сыновьями, пригласив и их на жертвоприношение.

Когда они пришли, он увидел старшего сына Иессея Элиава и подумал: «Вот он, помазанник пред ГосподомНо Господь сказал Самуилу: «Не смотри на его красоту и высокий рост, не его Я избрал. Ведь Я смотрю не так, как смотрит человек: люди смотрят на внешность, а Господь взирает на сердце». Иессей позвал Авинадава и провел его перед Самуилом, но тот сказал: «Не этого избрал Господь». Иессей провел Шамму, но Самуил сказал: «И не этого избрал Господь». Семерых сыновей провел Иессей перед Самуилом, но тот сказал Иессею, что нет среди них избранника Господня. Самуил спросил у Иессея: «Это все твои сыновья?» Тот ответил: «Есть еще младший, он пасет овец». Самуил сказал Иессею: «Пошли за ним, приведи его, мы не сядем, пока он не придет». Иессей послал за ним, его привели, он оказался румяным, миловидным, с красивыми глазами. Господь сказал: «Не медли совершить помазание над ним — это он!» Самуил взял рог с елеем и помазал его среди братьев его; Дух Господень сошел на Давида и с того дня пребывал на нем. Самуил же возвратился в Раму.

Давид играет на лире для Саула

А Саула Дух Господень покинул, и стал его мучить злой дух, посланный Господом. Слуги Саула говорили ему: «Теперь тебя мучит злой дух, посланный Богом. Пусть наш господин только прикажет своим слугам, что пред тобой, разыскать человека, умеющего играть на лире. И когда на тебя нападет злой дух, посланный Богом, этот человек будет играть, и тебе станет легче». Саул повелел своим слугам: «Найдите и приведите ко мне человека, искусного музыканта». Один из слуг сказал: «Я видел у Иессея из Вифлеема сына, который хорошо играет на лире. Он достойный человек и воин, рассудителен и красив, и Господь пребывает с ним». Саул отправил гонцов к Иессею с приказом: «Пришли ко мне сына своего Давида, который пасет у тебя стадо». Иессей нагрузил на осла мешок зерна, мех вина, добавил одного козленка и отослал всё это с сыном своим Давидом к Саулу. Давид прибыл к Саулу, стал служить ему, и тот его очень полюбил и сделал своим оруженосцем. Вскоре Саул передал Иессею через гонцов: «Пусть Давид служит мне, он снискал мое благоволение». И когда дух, посылаемый Богом, нападал на Саула, Давид брал лиру и играл, и Саулу становилось легче, он успокаивался — злой дух отступал от него.

a) 16:7 Букв.: Я отверг его.

b) 16:7 Или: глаза.

c) 16:12 Или: рыжеволосым.

d) 16:12 Букв.: встань и соверши.

e) 16:14 Букв.: от Господа. Для древних израильтян было характерно такое понимание Бога, в основе которого лежит идея теоцентризма: представление о том, что Бог ответствен за всё, что происходит в мире: и худое, и доброе; ср. 18:10; 2 Цар 24:1 и последующие стихи. Выражаясь современным языком, это было допущено Богом. См. также Иак 1:13.

f) 16:20 Или: приготовил хомер зерна.