Книга пророка Даниила, глава 4

Я, Навуходоносор, жил спокойно в своем доме и благоденствовал во дворце своем, но увидел я сон, и мною овладел страх; видения, прошедшие перед моим взором, и мысли, вызванные ими, лишили меня покоя на ложе моем. Приказал я привести ко мне всех мудрецов вавилонских, чтобы они истолковали мой сон. Когда маги, заклинатели, звездочеты и предсказатели предстали передо мной, рассказал я им сон, но никто не смог истолковать его, пока не появился передо мной Даниил, которого по имени моего бога называют Бельтешаццаром, — и был в нем Дух Святого Бога. Поведал я ему свой сон. „Бельтешаццар, глава магов, — сказал я, — известно мне, что в тебе Дух Святого Бога и потому нет для тебя непостижимых тайн; выслушай, что я видел во сне, и скажи мне, что это значит. Вот какое видение мне явилось, когда я спал на своем ложе:

вижу — посреди земли превысокое дерево;

выросло то дерево и окрепло,

его вершина достигла неба,

видно его было со всех концов земли.

Пышной была его крона,

плодов на нем было много, и все питались ими.

Укрывались в тени его дикие звери,

гнездились в ветвях небесные птицы,

и все живое питалось от того дерева.

И видел я во сне: сошел с неба перед моим взором Страж Святой и громко возвестил:

„Срубите это дерево, отсеките все его ветви!

Листву его оборвите, плоды разбросайте!

Пусть звери из-под него разбегутся

и птицы с ветвей разлетятся!

Но пень и корни его в земле оставьте

среди травы на лугу

в железо и медь закованными!

Мокнуть ему от росы небесной

и жить ему с животными, питаясь травой.

Лишится он разума человечьего

и получит взамен разум звериный,

и так пройдет семь лет.

Этот приговор вынесли Стражи небесные,

решение объявили Святые,

чтобы все живущие знали:

власть над царством человеческим в руках Всевышнего:

кому Он пожелает, тому и дает его,

и ничтожнейшего из смертных вознести может!“

Вот какой сон видел я, царь Навуходоносор, а теперь ты, Бельтешаццар, истолкуй его. И хотя ни один мудрец моего царства не смог объяснить мне его значения, ты сможешь, потому что в тебе — Дух Святого Бога“».

Истолкование сна Навуходоносора

Даниил, называемый Бельтешаццаром, услышав это, был глубоко встревожен своими мыслями и долго не мог прийти в себя. Но царь, прервав молчание, сказал ему: «Бельтешаццар, да не страшит тебя ни этот сон, ни его толкование!» Тогда Бельтешаццар ответил ему так: «Государь мой, этот бы сон да твоим ненавистникам, а его толкование — твоим врагам. Дерево, которое ты видел, огромное и крепкое, высотою до неба и видимое со всех концов земли, с пышной кроной и обилием плодов в пищу для всех, дерево, под сенью которого укрывались дикие звери, а в ветвях гнездились небесные птицы, — это ты, о царь! Ты стал могучим и сильным; величие твое достигло небес, а владычество простерлось до краев земли. Видел ты, царь, Стража Святого, сходящего с небес, Который сказал: „Срубите это дерево и уничтожьте его, но пень и корни его оставьте в земле среди травы луговой в железо и медь закованными! Мокнуть ему от росы небесной и с животными жить, питаясь травой, пока не минует семь лет!“ И вот, о царь, истолкование: так решил Всевышний участь царя, моего властелина. Быть тебе отлученным от общества людского, жить среди диких животных, питаться травой, как скоту, и мокнуть от росы небесной. Пройдут так семь лет, пока ты не познаешь, что власть над царством человеческим в руках Всевышнего: кому Он пожелает, тому и дает его. А поскольку было сказано оставить и пень, и корни дерева, то это значит, что твое царство за тобой останется и будет возвращено тебе, как только ты признаешь, что всё во власти Неба. Поэтому, о царь, да будет угоден тебе мой совет: сбрось с себя путы греха, творя дела справедливые, положи конец беззакониям, являя милосердие бедным, — тогда, может быть, продлится твое благополучие».

Смирение и возвышение царя

Всё так и случилось с царем Навуходоносором. Прошло двенадцать месяцев. Однажды, прогуливаясь по террасе, что на крыше царского дворца в Вавилоне, царь воскликнул: «Вот он, великий Вавилон, силой власти моей воздвигнутый град престольный! Не он ли слава моя и гордость моя?» Не успел он договорить этих слов, как с неба раздался голос: «Вот тебе приговор, царь Навуходоносор: царства своего ты лишаешься! Быть тебе отлученным от общества людского, жить среди диких животных; питаться травой, как скоту, и мокнуть от росы небесной. Пройдут так семь лет, и ты познаешь, что власть над царством человеческим в руках Всевышнего: кому Он пожелает, тому и дает его». И тотчас же приговор над Навуходоносором свершился: отлучен он был от общества людского. Пришлось ему, как скоту, питаться травой, мокнуть от росы небесной; волосы его отросли и стали походить на перья орла, а ногти — на когти птицы.

«Прошло семь лет; возвел я, Навуходоносор, глаза к небу, и ко мне вернулся разум.

И благословил я Всевышнего,

прославил и восхвалил Вечно живущего;

Его владычество — владычество вечное,

и царство Его — из рода в род.

Все живущие на земле — ничто.

По воле Своей распоряжается Он

и воинством небесным, и жителями земли.

Никому не отвести от себя Его руку;

никто не посмеет спросить у Него:

„Что Ты делаешь?“

Когда разум ко мне вернулся, я вновь обрел царскую славу, прежнее достоинство и величие. Мои советники и сановники меня признали, я был вновь утвержден на своем престоле, и могущество мое еще более возросло.

И ныне я, Навуходоносор, славлю, превозношу и возвеличиваю Царя Небесного:

всё, что Он делает,

справедливо и верно,

и гордых Он силен смирить».

a) 4:4 Букв.: халдеи.

b) 4:5 Или: богов; то же в ст. 6, 15.

c) 4:6 Так по переводу Феодотиона; масоретский текст: расскажи мне видения сна моего, которые я видел, и его толкование.

d) 4:10 Или: ангел; или: Бодрствующий; то же в ст. 14, 20.

e) 4:13 Букв.: сердца, то же ниже в этом стихе.

f) 4:13 Или (ближе к букв.): времен; то же в ст. 20, 22, 29.