Первая книга Моисеева. Бытие, глава 49

Будущее сыновей Иакова в предсказаниях их отца

Созвал Иаков сыновей своих и сказал: «Сойдитесь вкруг меня, я возвещу вам о том, что ждет вас в дни грядущие.

Собравшись вместе, сыны Иакова,

послушайте,

послушайте отца своего Израиля!

Рувим, первенец мой, сила моя,

первый плод моей зрелости,

в чести и власти своей

ты братьев своих превыше!

Неудержим ты, как стихия водная,

но знай — не первенствовать тебе более,

коли лег ты на брачное ложе отцовское

и его осквернил.

На мою постель возлечь он посмел!

Симеон и Левий, одного духа братья!

Орудия жестокости — мечи их.

В умыслах их не хочу быть участником

и к сборищу их да не буду причтен —

они в приступе гнева мужей убивают,

из прихоти калечат быков.

Гнев их да будет проклят,

ибо жесток он,

и ярость их, ибо она беспощадна;

разбросаю их среди сынов Иакова,

рассею среди потомков Израиля.

Иуда, восхвалят тебя братья!

Врагов своих ты в бегство обратишь,

и сыновья отца твоего

пред тобой в покорности склонятся.

Иуда — лев молодой,

ты только что над своею добычей стоял,

сын мой,

и вот он уже потянулся

и разлегся, как лев,

как царь зверей,

и кто посмеет его потревожить?

Скипетр будет в руке Иуды

и жезл повелителя — у ног его,

пока не придет Тот,

Кто покой принесет людям,

Кому повиноваться будут народы.

Иуда осла своего

к виноградной лозе привязывает

и осленка — к лозе наилучшей.

Одежды свои он в вине полощет,

облачения свои —

в крови гроздьев винограда.

Глаза его — вина темнее,

белее молока — зубы его.

Завулон на морском берегу поселится,

у него — безопасная гавань для кораблей,

и Сидон у него совсем рядом.

Иссахар — это осел крепкий,

что улегся меж загонами для скота.

Стоило ему увидеть пристанище хорошее

и местность приятную,

как он подставил спину свою под ношу

и стал работать в уплату дани.

Дан будет суд вершить в народе своем

как одно из колен Израиля.

Быть Дану змеей на дороге,

аспидом на пути,

что жалит коня в ногу,

так что всадник его навзничь падает.

(В Тебе, Господи,

спасение наше — на это и надеюсь я!)

Гад… Досаждать ему будут

набеги грабителей,

но всякий раз тем придется

от него бегством спасаться.

У Асира хороша пища, и ее — в изобилии,

лакомства его

хоть к столу царскому поставляй.

Неффалим — лань он вольная,

потомство производит он на свет превосходное.

Иосиф же — дерево молодое, плодоносное,

у источника выросшее

молодое древо плодоносное,

ветви которого над стеной возвышаются.

Как бы яростно ни нападали на него лучники,

с какой бы злобой ни пускали стрелы в него,

лук его остается упругим

и руки его крепки

силою Могущественного Бога Иакова,

именем Пастыря, Твердыни Израиля,

Бога отца твоего —

Он и впредь да поможет тебе!

И Всесильный Бог да ниспошлет тебе

Свои благословения,

благословения, с неба изливающиеся,

благословения, из глубин земных исходящие,

благословения груди кормящей

и чрева рождающего.

Благословения отца твоего превосходят

благословения гор древних,

щедрые дары холмов вечных;

да будут они на голове Иосифа,

на темени его, мужа,

среди братьев его прославленного.

Вениамин — волк прожорливый,

утром он с жадностью добычу свою глотает

и вечером стремится урвать

хоть часть другими похищенного».

Это все колена Израилевы, числом двенадцать; и это то, что сказал им отец, когда прощался с ними, давая каждому колену свое благословение.

Смерть и погребение Иакова

И о своем погребении распорядился Иаков: «Пришло для меня время отойти к праотцам своим. Похороните меня рядом с отцами моими, в пещере, что на поле Эфрона-хетта. Эта пещера на поле Махпела, на востоке от Мамре в Ханаане, на поле, которое Авраам купил у Эфрона-хетта для погребения. Там похоронены Авраам и жена его Сарра, Исаак и жена его Ревекка, там похоронил я и Лию. Поле и пещера на нем были куплены во владение у хеттов».

Закончив свое завещание сыновьям, Иаков положил ноги свои на постель и скончался, отошел к праотцам.

a) 49:1 Или: в конце дней. В своей боговдохновенной речи Иаков рисует картину будущего потомков своих сыновей в Ханаане, исходя при этом из особенностей их характера и обстоятельств жизни. Одни предсказания касаются более близкой, другие — более далекой перспективы, простираясь до «последних дней» (в мессианском смысле этих слов).

b) 49:4 Колено Рувима никогда не играло сколько-нибудь значительной роли в истории Израиля.

c) 49:5 Или: советы; значение евр. слова неясно.

d) 49:6 Букв.: подрезают жилы.

e) 49:7 Букв.: разделю их в Иакове.

f) 49:7 Потомки Левия (левиты) не получили своего земельного удела в Ханаане — им было выделено 48 городов по всей его территории. Потомки Симеона были столь малочисленными, что получили лишь несколько селений на земле потомков Иуды.

g) 49:8 См. примеч. к 29:35.

h) 49:8 Букв.: рука твоя (будет) на шее врагов твоих; ср. 16:12.

i) 49:9 Или: львица.

j) 49:10 Букв.: не отойдет скипетр от Иуды — царственное достоинство колена Иуды, обретенное при Давиде, благодаря завету Господню становится вечным (см. 2 Цар 7:16) и в царствовании Иисуса Христа находит свое полное осуществление.

k) 49:10 Один из возм. переводов по-разному понимаемого евр. текста.

l) 49:12 Или: темны от вина глаза его, белы от молока его зубы.

m) 49:13 Колену Завулона обещано приморское (между Галилейским и Средиземным морями) положение как источник его богатств (см. Втор 33:18, 19).

n) 49:14 Эмблема Иссахарова колена — крепкий осел. Ему обещана плодородная, удобная для земледелия область, его потомки будут предпочитать рабство войне.

o) 49:16 Друг. возм. пер.: будет отстаивать (честь и права) своего народа, как и другие племена. По словам Иакова, это колено будет играть важную роль в истории Израиля. Частично это предсказание нашло свое исполнение в период судей, когда Самсон, потомок Дана, правил Израилем 20 лет. В перечислении 12 колен Израилевых, тех, кто войдет в небесный Ханаан, имя этого колена выпущено, очевидно, из-за его характера (Откр 7).

p) 49:18 Очевидно, это краткая молитва Иакова в предвидении той борьбы, которую предстоит пережить его потомкам.

q) 49:19 Букв.: он будет преследовать их по пятам. Колено Гада подвергалось постоянным набегам арабских кочевых племен (Суд 10; 1 Пар 5:18).

r) 49:20 Действительно, территория Асира между Кармилом и Ливаном на границе с Финикией была плодороднейшей местностью в Палестине.

s) 49:21 Букв.: дает он речи изящные; перевод дан по друг. чтению.

t) 49:22 Друг. чтение: Иосиф — сын дикой ослицы, сын дикой ослицы у источника, жеребята на склоне холма. Иаков, благословляя Иосифа на все дни его жизни, указывает на Бога как на источник этих благословений.

u) 49:22 Или: дочери.

v) 49:26 Так в LXX; масоретский текст: благословения моих прародителей.

w) 49:27 Букв.: делит добычу — воинственный характер, который умирающий отец видит в своем младшем сыне, позже проявил себя в его потомках (см. Суд 3:15; 1 Цар 11:6–11; 14:13–15).

x) 49:28 Или: когда благословлял их.

y) 49:29 Букв.: быть приобщенным к народу моему.