Первая книга Моисеева. Бытие, глава 8

Но Бог вспомнил о Ное, о всех зверях диких, о скоте домашнем — о всех, кто был с Ноем в ковчеге. По воле Божьей сильный ветер поднялся на земле, и вода стала убывать. Источники бездны и окна небесные закрылись, и шедший с неба проливной дождь прекратился. Вода стала постепенно уходить с земли и совсем сошла спустя еще сто пятьдесят дней. В семнадцатый день седьмого месяца ковчег остановился на Араратских горах. Вода продолжала постоянно убывать до десятого месяца. В первый день десятого месяца показались вершины гор.

Сорок дней спустя Ной открыл сделанное им в ковчеге окно и выпустил ворона, который — пока не просохла земля — то улетал от ковчега, то возвращался к нему.

После этого Ной выпустил голубя, чтобы узнать, сошла ли вода с земли, но голубь, не найдя себе места, где мог бы он сесть, возвратился, ибо вода еще покрывала всю землю. Ной протянул руку и взял его к себе в ковчег. Подождал он еще семь дней и вновь выпустил голубя из ковчега. Вечером того же дня голубь возвратился — в клюве у него был только что сорванный лист маслины! Понял тогда Ной, что вода действительно сошла с земли. Подождав еще семь дней, он снова выпустил голубя, и тот уже не вернулся к нему.

К первому дню первого месяца шестьсот первого года жизни Ноя ушла вода с земли, и когда Ной открыл кровлю ковчега, он увидел, что поверхность земли просыхает.

К двадцать седьмому дню второго месяца земля вполне просохла, и тогда Бог сказал Ною: «Выйди из ковчега вместе со своей женой, сыновьями своими и женами их. И все животные, всех видов: и птицы, и скот, и ползающие по земле твари — пусть все выйдут с тобой, чтобы могли они расселиться по суше, давать потомство и размножаться на ней».

Тогда вышел Ной вместе с сыновьями, женой своей и женами своих сыновей, и все звери, и все птицы, и всякое пресмыкающееся — все, кто может передвигаться по земле, покинули ковчег, один вид за другим.

Ной поставил жертвенник Господу и на нем принес жертвы всесожжения, выбрав их из всех чистых животных и птиц. Господь вдохнул отрадное для Него благоухание и сказал Себе: «Впредь не буду Я предавать землю проклятию из-за человека, ведь его помыслы и стремления уже с детства порочны; и не буду больше уничтожать всё живое, как это Я сделал в дни ваши.

И пока существует Земля,

сеяние и жатва,

холод и зной,

лето и зима,

день и ночь не прекратятся».

a) 8:1 «Бог вспомнил…» — не раз повторяющееся в Бытии и других книгах ВЗ выражение: Бог «вспомнил» об Аврааме (19:29), Он «вспомнил» о Рахили (30:22), «вспоминает» о Своем Завете (9:15, 16) и т. д. Человеку велено помнить не только о прошлом, но и о будущем (см. Ис 47:7; Эккл 11:8), т. е. более точный эквивалент этому слову в библейском употреблении — «думать о…», а не вспоминать о ком-нибудь или о чем-нибудь забытом. Когда Бог «вспоминает», Он действует: Он спасает Лота, дает Рахили детей, освобождает Израиль от рабства (Исх 2:24; 6:5).

b) 8:4 Или: на одной из гор Арарата. Арарат — евр. наименование Урарту, царства на севере Ассирии (2 Цар 19:37; Ис 37:38; Иер 51:27), ныне территория Восточной Турции, Южной Армении и северо-западной части Ирана.

c) 8:17 Букв.: которые с тобой от всякой плоти.

d) 8:21 Букв.: запах успокоения (или: умиротворения). Используемый здесь автором антропоморфизм определенно имел своей целью показать, что это жертвоприношение Бог принял как выражение благодарности, веры и посвящения.

e) 8:21 Друг. возм. пер.: подумал; букв.: сказал в сердце Своем.

f) 8:21 Иные находят возможным передать это словом: хотя.