Книга пророка Аггея, глава 2

Величие и слава нового Храма

В двадцать первый день седьмого месяца было слово Господне пророку Аггею: «Обратись к наместнику Иудеи Зоровавелю, потомку Шеальтиэля, и к первосвященнику Иисусу, сыну Ехоцадака, и к тем из остатка народа, кто вернулся из плена, и спроси их: „Есть ли среди вас такие, кто видел Храм в былом его величии? Каков он, на ваш взгляд, теперь? Разве не жалок он?!“ „Но ты, Зоровавель, отныне будь тверд, — это вещее слово Господне, — и ты, первосвященник Иисус, сын Ехоцадака, будь непреклонен! И да не поколеблется народ страны сей“, — это слово Господне. „Трудитесь не покладая рук, ибо Я с вами, — таково слово Господа Воинств. — Не бойтесь! Верен Я обещанию, которое дал вам еще при исходе вашем из Египта, и Дух Мой присутствует среди вас“. Вот что говорит Господь Воинств: „Скоро, очень скоро Я вновь сотрясу небеса и землю, море и сушу; все народы сотрясу — и богатство желанное будет стекаться ото всех народов, и Храм преисполнится славы“, — говорит Господь Воинств. „Серебро Мое, и золото Мое“, — это слово Господне. Величием и славой своей новый Храм превзойдет прежний, — говорит Господь Воинств. — И на этом самом месте Я дарую вам мир. Это слово Мое, Господа Воинств“».

Бесплодность внешнего благочестия

В девятый месяц того же года царствования Дария, в двадцать четвертый день, вновь было слово Господне пророку Аггею. Вот что говорит Господь Воинств: «Спроси у священников о таком установлении: если понесет кто-то в полах одежды мясо освященное и коснется полами этой одежды хлеба или похлебки, вина или масла или еще какой пищи, станет ли что-нибудь из этого освященным?» «Нет», — ответили священники. Тогда Аггей спросил их: «А если кто-то оскверненный — от прикосновения, скажем, к мертвому телу — коснется всего того, не осквернится ли тогда оно?» «Осквернится», — был их ответ. На это Аггей сказал им: «Таков и этот народ, таковы и эти люди предо Мною, и все дела их рук осквернены, — говорит Господь: — Что они ни принесут — всё осквернено.

Последствия духовного упадка и обещанные благословения

А теперь задумайтесь о том, как вы жили до этого дня. Что было у вас, пока камень на камень не был положен в основание Храма Господня? Как жилось вам еще недавно? Приходил человек к копне снопов, рассчитывая намолотить двадцать мер зерна, а получалось у него не больше десяти; или к давильне приходил кто-то, надеясь набрать пятьдесят мер, а там оказывалось всего двадцать. Я наказывал вас, нанося ущерб всему, над чем вы трудились: то знойный ветер насылал на урожаи ваши, то ржавчину и тлю, а порою и град. Но вы так и не вернулись ко Мне! — говорит Господь. — Подумайте же о том, что и как было у вас до сего дня, до нынешнего двадцать четвертого дня девятого месяца. С того дня когда было заложено — а затем оставлено в небрежении — основание Храма Господня, много ли зерна сохранилось в амбарах ваших? Да и лоза виноградная у вас, дерево смоковное или гранатовое, а также олива — не перестали ли они плодоносить вовсе? Но с нынешнего дня Я буду благословлять вас

Избрание Зоровавеля

Вновь было слово Господне Аггею в тот же двадцать четвертый день девятого месяца: «Скажи наместнику Иудеи Зоровавелю: сотрясу Я небо и землю, свергну царей с престолов, сокрушу мощь народов, смету колесницы их с возницами; кони падут, и всадники их в смятении поразят друг друга мечами». «И в тот день, — это вещее слово Господа Воинств, — возьму Я тебя, слуга Мой Зоровавель, потомок Шеальтиэля, и будешь ты словно перстень с печатью, — это слово Господне, — потому что Я избрал тебя! Таково слово Господа Воинств».

a) 2:1 Имеется в виду месяц тишри, а вероятная дата, указанная здесь, — 17 октября 520 г. до Р. Х.

b) 2:3 Или: в былой славе.

c) 2:7 Стих труден для перевода, поскольку в евр. тексте подлежащее «желаемый / желание / благой / драгоценный» стоит в ед. числе, а предшествующее ему сказуемое «придет» — во множественном. Друг. возм. пер.: и тогда придет Желаемый всеми народами.

d) 2:10 Вероятная дата, указанная здесь, — 18 декабря 520 г. до Р. Х.

e) 2:17 Точное название этих болезней растений неизвестно.

f) 2:23 Или: раб.