Послание к евреям, глава 2

Предостережение ко спасению

Всё это обязывает нас твердо держаться услышанного, чтобы не сбиться с пути. Ведь если непреложным было через ангелов возвещенное слово Божье и за всяким непослушанием и преступлением следовало справедливое возмездие, избежим ли мы такового, если не станем радеть о том великом спасении, которое изначально провозглашено было Господом и подтверждено для нас потом теми, кто слышал Его? О спасении нашем свидетельствовал и Сам Бог многими знамениями и чудесами, явлением разных сил Своих и тем, что одаривал нас по Своей воле дарами Святого Духа.

О Том, Кто ведет нас к спасению

Недаром не ангелам во власть отдал Он мир грядущий, о котором мы говорим. И есть в Писании место, где кем-то засвидетельствовано:

«Что такое человек, что Ты помнишь его,

или кто такой сын человеческий, что Ты заботишься о нем?

Ты ненадолго ниже ангелов его поставил,

славой и честью увенчал его .

Всё положил Ты под ноги его».

И подчинив всё [человеку], Бог ничего не оставил не зависящим от него. Ныне не видим мы еще, чтобы всё уже было подвластно человеку. Но видим Того, Кто был ненадолго ниже ангелов поставлен: Иисуса, претерпевшего мученическую смерть. По благодати Божией Он принял смерть за каждого из нас и был увенчан славой и честью.

Таков и был замысел Бога: Он, для Которого всё и через Которого всё, не только многих Своих сынов и дочерей к славе привел, но и Открывшего им путь к спасению сделал совершенным Спасителем через страдания. Сей Освящающий, как и освящаемые Им, — все от Единого. Потому Он и не стыдится называть их братьями, когда говорит:

«Я возвещу Твое имя братьям Моим

и воспою хвалу Тебе в их собрании».

И еще:

«Полностью доверюсь Ему»,

а также:

«Вот Я и дети Мои, которых дал Мне Бог».

А раз дети Его из плоти и крови, то и Он стал, подобно им, человеком из плоти и крови, чтобы одолеть смертью того, кто имеет власть над нею (то есть дьявола), и освободить тех, кто всю свою жизнь из-за страха смерти пребывал в рабстве. Не об ангелах Он, конечно, печется, но о потомках Авраамовых. Потому-то и нужно было Ему во всем уподобиться братьям Своим; только так Он и мог стать милостивым и верным Богу Первосвященником, чтобы принести жертву умилостивления за грехи народа. Он Сам прошел через искушения и страдания, потому и может понять искушаемых и помочь им.

a) 2:2 Возможно, речь идет о законе.

b) 2:3 Букв.: пренебрежем.

c) 2:7 Или: немногим ; то же в ст. 9.

d) 2:7 Некот. рукописи добавляют: поставил его (правителем) над делами рук Твоих.

e) 2:8 Букв.: подчинил; или: отдал во власть.

f) 2:8 Пс 8:5–7 (LXX).

g) 2:8 Здесь и ниже в этом стихе букв.: ему. Некоторые полагают, что здесь речь может идти об Иисусе.

h) 2:9 См. в Словаре Благодать.

i) 2:9 Или: за всё.

j) 2:10 Или: и то соответствовало Его характеру; букв.: ибо подобало Ему.

k) 2:10 Букв.: но Причину/Источник их спасения довел до конца через страдания.

l) 2:12 Пс 22 (21):23 (LXX).

m) 2:13 Пс 16 (15):1.

n) 2:13 Ис 8:18.

o) 2:14 Букв.: Он… стал сопричастен тому (плоти и крови).

p) 2:16 Букв.: но о семени.

q) 2:16 Друг. возм. пер.: не ангельскую природу воспринял он, а стал потомком Авраама.См. в Словаре Авраам.

r) 2:17 Букв.: стать… Первосвященником для умилостивления; или: для умиротворения. См. в Словаре Первосвященник.

s) 2:18 Букв.: ибо как Он пострадал, (когда) был искушен.