Книга пророка Исайи, глава 22

Пророчество об Иерусалиме

Предсказание об Иерусалиме, Долине видения.

Отчего вы все на крыши поднялись?

Что значит это?

Город крикливый и неугомонный,

город, полный шумного веселья!

Павшие твои не мечом сражены были

и не в битве погибли.

Вожди твои разом дрогнули и бежали,

лучники их повязали;

кого нашли у тебя, повязали,

хоть и далеко убежали они.

Потому говорю: «Не смотрите,

как я горько рыдаю

о разорении народа, мной любимого, —

и не пытайтесь меня утешить!»

Это Владыкой, Господом Воинств,

уготован для Долины видения

день замешательства,

порабощения и смятения,

день сокрушения стен

и воплей о помощи в горах.

Неприятель твой, Элам,

колчаны свои достает,

выводит конницу и колесницы,

и воины Кира поднимают щиты свои.

Плодородные твои долины

колесницами заполнены,

всадники у ворот стали строем…

Это Он снял покров с Иудеи.

А вы в тот день осматривали оружие в Кедровом Дворце и увидели, как много пробоин в стене града Давидова; принялись собирать воду в нижнем пруду; пересчитали все дома в Иерусалиме и разрушали их, чтобы укрепить стену; меж двух стен устроили хранилище для воды из старого пруда. Но на Того, Кто совершал всё это, не смотрели вы с надеждой и не думали положиться на Того, Кто предопределил всё это от века.

Призывал вас Владыка,

Господь Воинств,

в день тот предаться скорби и плачу,

головы обрить и в рубища облечься.

А у вас что? Пиры да веселье,

режут быков, овец забивают,

мясо едят, вином упиваются:

«Наедимся, напьемся,

всё равно завтра умрем!»

Но Господь Воинств поведал мне,

сказав шепотом:

«Не простится вам этот грех до самой смерти».

Так говорит Владыка, Господь Воинств.

Предупреждение царедворцу Шевне

Так сказал Владыка, Господь Воинств: «Ступай, скажи Шевне, что управляет царским домом: „Кто ты такой и кто покровительствует тебе? Гробницу готовишь себе на горе, в скале высекаешь склеп? Сколь ни силен ты, крепко ухватит тебя Господь и отбросит прочь — взметнет ввысь, покружит, словно шар, и выбросит в открытое поле, там и умрешь, там же окажутся и великолепные колесницы твои. Позорище ты для господина твоего, царя; лишу тебя Я положения твоего, прогоню с твоего места.

В тот же день призову слугу Моего Эльякима, сына Хилкияху, и на него твои одежды надену, поясом твоим его препояшу, всю власть твою в руки его передам, и станет он защитником для жителей Иерусалима и для всей Иудеи. Дам ему ключ дома Давидова, и то, что отворит он, никто уже не затворит, а что затворит, никто отворить не сможет. Вобью его крепко, словно гвоздь в стену, и принесет он славу роду своему. На нем будет покоиться вся слава его рода, всех отпрысков его и потомков — держаться на нем, как на гвозде, будет всё нажитое ими: и сосуды, от малой чаши до самого большого кувшина. Но настанет день, — сказано Господом Воинств, — зашатается гвоздь, крепко вбитый в стену, выскочит он, упадет — и тогда всё, что висело на нем, вдребезги разобьется“». Потому что Господь сказал это.

a) 22:1 См. примеч. к 13:1.

b) 22:1 Из текста неясно, почему в этом пророчестве, обращенном к Иерусалиму, он назван «Долиной видения». Вероятно, взору говорящего открывалась Долина Хинном, однако остается неясным, какое отношение эта долина имела к данному пророческому видению. Возможно, Долина Хинном названа здесь Долиной видения по той причине, что предсказания о грядущих на нее бедствиях являются основным предметом этой пророческой вести (см. ст. 5).

c) 22:3 Или: побросав луки, в плен попали.

d) 22:4 Букв.: дочери моего народа — здесь слово «дочь» образно указывает на глубокую привязанность говорящего к своему ослабленному и уязвимому народу.

e) 22:6 Эламиты и воины Кира, возможно, представляют собой дальнего врага Израиля.

f) 22:8 Вероятно, имеется в виду царский оружейный склад или Соломонов дворец из кедра ливанского, где также хранилось вооружение (3 Цар 10:16, 17).

g) 22:14 Букв.: на ухо.

h) 22:20 Эльяким — начальник царского дворца в правление Езекии.

i) 22:21 Букв.: отцом.

j) 22:23 Букв.: станет он престолом славы для своего отеческого рода.

k) 22:24 Букв.: дома отца.