Книга пророка Исайи, глава 37

Предсказание об избавлении Иерусалима

Услышав эти слова, царь Езекия разодрал на себе одежды и, облачившись в рубище, пошел в Храм Господень. А смотрителя дворца Эльякима, сына Хилкияху, с писцом Шевной и со старшими священниками, он отправил в рубищах к пророку Исайе, сыну Амоца. Передали они Исайе: «Так говорит Езекия: „Настал этот день — день беды, кары и позора! Пришло время младенцам на свет появиться, но нет у матерей сил родить! Быть может, Господь, Бог твой, выслушает слова военачальника, которого господин его, ассирийский царь, послал, дабы хулить Бога Живого; и Господь, Бог твой, воздаст за слова, которые Он слышал! Помолись же о тех, кто еще остался в живых“».

Когда слуги царя Езекии пришли к Исайе, он сказал им: «Передайте господину своему то, что говорит Господь: „Да не пугают тебя услышанные тобой слова, которыми поносили Меня слуги царя ассирийского. Я нашлю на него дух, который овладеет им, он получит весть и вернется в свою страну, а там он падет от меча по воле Моей“».

Военачальник же Синаххериба вернулся к ассирийскому царю своему, когда тот осаждал Ливну, вернулся, поскольку ему сообщили, что царь уже покинул Лахиш. А царю сообщили, что на него идет войной Тирхака, царь Куша. Услышав это, он снова послал гонцов к Езекии. Вот что велел он им передать царю иудейскому, Езекии: «Да не обманет тебя Бог твой, на Которого надеешься, обещая тебе, что, мол, не будет Иерусалим предан в руки ассирийского царя. Ведь ты же сам слышал, что сделали ассирийские цари с другими странами — предали они их заклятию, на уничтожение обрекли. А ты надеешься уцелеть? Уберегли ли боги те народы, которые были уничтожены предками моими, — Гозан, Харан и Рецеф, или сыновей Эдена, что жили в Телассаре? Где теперь царь Хамата и царь Арпада, где цари города Сефарваима, Хены или Иввы?»

Молитва Езекии

Взял Езекия это послание из рук гонцов, прочитал его и пошел с ним в Храм Господень. Развернул Езекия свиток тот перед Господом и так молился Ему: «Господь Воинств, Бог Израилев, над херувимами восседающий! Ты один над всеми царствами земли, Ты небо и землю сотворил! Внемли, Господи, и услышь, открой, Господи, очи Твои и узри! Услышь слова Синаххериба, который послал своих людей поносить Тебя, Живого Бога. Ведь и вправду, Господи, обратили в развалины цари ассирийские все страны и земли их опустошили, побросали богов их в огонь и уничтожили их. (Но ведь то не боги были, а творение рук человеческих — лишь дерево и камень.) Но Ты, Господи, Боже наш, спаси нас от рук его, и тогда узнают все царства на земле, что один Ты — Господь».

Падение Синаххериба

А Исайя, сын Амоца, послал передать Езекии такие слова Господа, Бога Израиля: «Ты взывал ко Мне о Синаххерибе, ассирийском царе, и вот что изрек о нем Господь:

„Смеется над тобой, презирает тебя

дева, дочь Сиона,

качает головой тебе вслед

дочь Иерусалима!

Кого поносил ты, Кого хулил,

на Кого голос возвысил,

на Кого смотрел свысока?

На Святого Бога Израиля?

Через слуг своих ты Владыку поносил,

хвастался: „Множеством колесниц своих

я горы покорил,

добрался и до дальних отрогов Ливана,

срубил высокие кедры его

и лучшие кипарисы,

добрался до вершин удаленных

и до цветущего леса его;

копал я колодцы в чужой стране

и воду из них пил;

стопами ног своих

осушал все египетские реки“.

Но разве не слышал ты,

что издавна Я это сотворил,

издревле замыслил,

а ныне свершил?

Потому и обращаешь ты городские твердыни

в груды развалин.

Бессильны жители их,

в замешательстве они и в смятении,

уподобились траве полевой, зелени,

траве, что на крышах растет

и засыхает прежде, чем колос даст.

На месте ли ты стоишь,

уходишь иль возвращаешься —

всё это Я знаю,

как знаю и то,

что ты весь в ярости против Меня.

За гнев твой против Меня,

за дерзость, которая достигла слуха Моего, —

продену тебе кольцо в нос,

в рот тебе вложу удила

и отправлю тебя назад той же дорогой“.

Тебе же, Езекия, будет такое знамение: в этот год только то ешьте, что само родится, и на следующий — самородный хлеб, а уж на третий год и сейте, и жните; виноградники вновь разбивайте и плоды с них ешьте. Снова пустит тогда уцелевший остаток дома Иуды глубоко свои корни — крона его принесет плоды обильные. Ведь из Иерусалима выйдет остаток, с горы Сион — уцелевшие. Безраздельной любовью к народу Своему Господь Воинств свершит это».

Потому говорит Господь про царя ассирийского: «Не войти ему в город сей, стрелами не достать, со щитами не приблизиться, вала у стен его не насыпать. По какой дороге пришел он, по той ему и возвратиться, а в город этот ему не войти, — так говорит Господь, — ибо Я сохраню этот город, сберегу его ради Себя и ради слуги Моего Давида».

Тогда выступил ангел Господень и сразил в ассирийском лагере сто восемьдесят пять тысяч человек — к рассвету все были мертвы, всюду лежали трупы! И тогда Синаххериб, ассирийский царь, отступил и возвратился в Ниневию, где и остался. Однажды, когда совершал он поклонение в капище своего бога Нисроха, сыновья его Адраммелех и Сарецер сразили его мечом, а сами бежали в страну Урарту. Править стал после него сын его Асархаддон.

a) 37:1 Букв.: дом; то же в ст. 14.

b) 37:7 Или (ближе к букв.): там Я устрою так, чтобы он пал от меча.

c) 37:22 Дева, дочь Сиона — поэтическое обозначение Иерусалима (см. также Плач 2:13).

d) 37:25 В масоретском тексте нет слов «в чужой стране»; так в рукописях Мертвого моря.

e) 37:27 В друг. рукописях: как трава на земляных террасах.

f) 37:32 Или: ревностью.

g) 37:35 Или: раба.

h) 37:38 Вероятная дата убийства Синаххериба — 681 г. до Р. Х. Внебиблейские источники тоже говорят об убийстве правителя, хотя и упоминают только одного убийцу.

i) 37:38 Масоретский текст: Арарат.