Книга пророка Исайи, глава 7

Весть для царя Ахаза

В дни правления в Иудее царя Ахаза, сына Иоафама и внука Озии, на Иерусалим пошли войной сирийский царь Рецин вместе с царем Израиля Факеем, сыном Ремальи, но не смогли его завоевать. Между тем, когда весть о том, что сирийцы соединились с ефремлянами и что они уже близко, дошла до дома Давидова, затрепетало сердце у царя и у всего народа, как трепещут деревья на ветру.

Господь сказал тогда Исайе: «Выйди вместе со своим сыном Шеар-Яшувом навстречу царю Ахазу туда, где начинается водосток от верхнего пруда, по дороге к полю белильщиков, и передай ему: „Будь осмотрителен, но не бойся, сохраняй спокойствие и не падай духом! Что тебе эти две дымящиеся головешки: разгневанные Рецин с сирийцами и сын Ремальи?! Да, сирийцы, ефремляне и сын Ремальи замышляют против тебя недоброе. „Пойдем на Иудею, — призывают они, — и разделим ее между собой, а царем поставим сына Таваля“. Но вот что говорит Владыка Господь:

„Не бывать тому, ничего у них не выйдет!

Над всей Сирией главенствует Дамаск,

а над Дамаском — только Рецин.

(Еще шестьдесят пять лет —

и Ефрем разбит будет,

народом ему уж не быть!)

Над всем Ефремом главенствует Самария,

а над Самарией — только сын Ремальи.

Если не будете тверды в вере,

не устоите““».

Знамение в рождении Эммануила

И вновь говорил Господь Ахазу: «Проси себе знамения от Господа, Бога твоего, в глубине земной проси или в выси небеснойНо Ахаз ответил: «Не буду просить, не стану испытывать Господа». Тогда Исайя сказал: «Послушай же, дом Давидов! Неужели вам мало досаждать людям, и вы хотите испытать терпение Бога моего? Поэтому Владыка Сам даст вам знамение: вот дева понесет и родит сына; и назовет его Эммануил.

К тому времени, когда он начнет различать, что хорошо и что худо, его пищей будут сливки и мед. Но еще до того, как научится отрок отвергать дурное и выбирать доброе, земли двух царей, которых ты страшишься, будут преданы запустению. По воле Господней наступят для тебя, народа твоего и всех потомков твоих такие дни, каких не бывало с тех пор, как Ефрем отделился от Иуды: царь ассирийский выступит против вас!

В тот день по знаку Господню налетят с земли ассирийской пчелы и от истоков рек египетских — мухи, налетят и облепят склоны крутых речных берегов, расщелины скал, все кустарники и места водопоя.

В тот день Владыка обреет вас лезвием, взаймы взятым за рекой Евфрат, — с помощью царя Ассирии сделает это: на голове сбреет волосы и на ногах и бороду тоже обреет.

Будет и другое в тот день: у кого останется корова и пара овец, будут питаться сливками, поскольку молока будет у них в избытке; и все, кто останется в этой стране, будут есть мед и сливки.

В тот день всюду, где прежде была тысяча виноградных лоз ценой в тысячу шекелей серебра, останутся колючки да терновник. Со стрелами и луком будут ходить туда, потому что земля вся терновником порастет и колючками; и на холмы, что прежде пололи мотыгой, ты не пойдешь без опаски из-за терновника и колючек; станут там пасти коров и будут туда выгонять овец».

a) 7:1 Букв.: царь Арама.

b) 7:2 Или: встали лагерем в нагорье Ефрема. Здесь «Ефрем» обозначает всё Северное царство.

c) 7:3 Имя Шеар-Яшув переводится как «остаток возвратится», ср. 10:21.

d) 7:3 Или: сукновалов — они полностью обрабатывали материал: промывали, валяли и отбеливали шерсть.

e) 7:9 LXX: но если вы не верите, то даже не поймете.

f) 7:11 Друг. чтение: в глубине Шеола.

g) 7:12 Друг. возм. пер.: искушать Господа — однако это, скорее всего, ложное благочестие, и Ахаз пытается за этой фразой скрыть недостаток своей веры.

h) 7:14 Друг. возм. пер.: эта молодая женщина, что вполне допустимо контекстом, поскольку речь идет об известной Ахазу женщине. Согласно христианской традиции (в соответствии с LXX, где евр. алма переведено на греч. как партенос — девушка) в этом стихе содержится пророчество о рождении Христа; ср. Мф 1:23.

i) 7:14 Имя Эммануил означает «с нами Бог».

j) 7:15 Или: масло / сметана; или: кислое молоко; то же в ст. 22.

k) 7:15 Мед — вероятно, имеется в виду виноградный и финиковый мед, сгущенный засахаренный сок этих плодов. Пчелиный мед был редкостью, и его ели от случая к случаю (ср. Суд 14:8, 9).

l) 7:17 Ст. 17–25 предсказывают проклятие, грядущее на землю; хотя молоко и мед были признаками благословения (Втор 32:13, 14), но из-за неверия Ахаза они станут единственным пропитанием в этой стране на протяжении долгого времени.

m) 7:18 Или: Господь позовет свистом мух… и пчел.

n) 7:18 Если мухи только досаждают, то пчелы могут жалить. Эта метафора, вероятно, свидетельствует о том, что ассирийцы («пчелы») представляли для Иудеи большую опасность, чем египтяне («мухи»).

o) 7:19 Точное значение последнего слова неясно.

p) 7:20 Эвфемизм, обозначающий гениталии.