Четвертая книга Моисеева. Числа, глава 11

Недовольство и ропот народа

В то время израильтяне повели себя подобно тем людям, которые выражают свое недовольство Господу по поводу любых неприятностей. Услышал это Господь и вознегодовал. И тогда огонь, Им ниспосланный, вспыхнул среди возроптавших и начал бушевать на краю стана. Люди возопили и бросились к Моисею. Воззвал Моисей к Господу — и погас огонь. (Место это назвали Тавера, пожарище, ибо там среди них вспыхнул огонь Господень.)

Люди пришлые, примкнувшие к израильтянам при исходе из Египта, стали выказывать вожделение лучшей пищи. Вслед за ними возопили вновь и сыны Израилевы. «О если бы у нас было мясо! — стенали они. — Мы же помним, как ели рыбу в Египте — она доставалась нам даром, — и огурцы, и арбузы, и лук-порей, и чеснок, и лук репчатый. А теперь в пустыне мы совсем иссохли — ничего, кроме манны, не видим».

(Эта манна была похожа на семя кориандра, молочно-белого цвета. По утрам люди собирали ее, чтобы молоть в жерновах или в ступках толочь, а потом варили в котлах или делали из нее лепешки, по вкусу как оладьи с маслом. Манна выпадала на стан вместе с ночной росой.)

Моисей слышал ропот и вопли людей: каждая семья плакала у входа в шатры свои. Велико было негодование Господа, и Моисей был сильно огорчен. Поэтому сказал он Господу:

«Зачем Ты навел беду эту на раба Своего?

Чем провинился я перед Тобой,

что Ты оставляешь меня одного нести бремя всего народа?

Разве я мать им? Разве я родил их,

что Ты обязал меня нести их на руках, —

как кормилица носит младенца, — в ту страну,

которую Ты отцам их пообещал?

Да откуда же мне взять столько мяса,

чтобы накормить весь народ?

А они плачутся: „Дай нам мяса, накорми нас!“

Весь народ сей — слишком тяжкое бремя для меня,

не понести мне его одному!

Если Ты хочешь и впредь так со мной поступать,

тогда убей меня поскорее!

Сделай это, коли обрел я благоволение Твое,

дабы мне избавиться от горя, меня терзающего».

Ответ Бога

Господь сказал Моисею: «Собери семьдесят человек из числа старейшин Израиля, о которых знаешь, что они мудрые старейшины и приставники народа; призови их к Шатру Откровения, пусть станут они там вместе с тобой. Тогда сойду Я к вам и буду говорить там с тобою. Возьму от Того Духа, Который на тебе, и ниспошлю Его на этих семьдесят человек. Они помогут тебе нести бремя народа сего, чтобы ты не один это делал.

А народу скажи: „Освятитесь, чтобы быть вам готовыми к завтрашнему дню, — будете есть мясо. Вы же хотели, чтобы услышал вас Господь, когда вопили: „Если бы только было у нас мясо! И точно — в Египте жилось нам лучше!“ Вот и даст вам Господь мясо, накормит вас. И не один день будете есть это мясо, не два, не пять, не десять, не двадцать дней, а целый месяц, до тех пор, пока не пойдет оно из ноздрей ваших, пока тошнить вас не станет. Это будет вам за то, что пренебрегли вы Господом, живущим среди вас, и плакались пред Ним, говоря: „Ради чего мы вышли из Египта?““»

«Как? — удивился Моисей. — Только взрослых мужчин вокруг меня шестьсот тысяч, а Ты говоришь: „Дам им мяса на целый месяц“. Даже если всех быков и овец заколоть, достанет ли этого для них? Или если выловить всю рыбу морскую, будет ли для них ее вдоволь?» А Господь сказал Моисею: «Разве коротка рука Господня? Ныне же увидишь, сбудется слово Мое или нет».

Моисей вышел к народу и пересказал ему то, что услышал от Господа. Затем созвал он семьдесят человек из старейшин народа и поставил их вокруг Шатра Откровения. Там явился им Господь в облаке и говорил с Моисеем. Взял Господь от Того Духа, что был на Моисее, и наделил Им всех собравшихся здесь старейшин. И когда низошел на них Дух, стали они пророчествовать, однако не делали этого вновь.

В то время двое из старейшин, Эльдад и Мейдад, оставались в стане. Но и на них низошел Дух, ибо они тоже были записаны, к семидесяти причислены. Потому и эти двое, хоть и не вышли к Шатру, стали пророчествовать в стане. Некий юноша прибежал к Моисею и сказал ему: «Эльдад и Мейдад пророчествуют в стане!» Тогда Иисус Навин, служитель Моисея, один из самых близких ему молодых людей, вмешался: «Моисей, повелитель мой, останови их!» Но Моисей сказал ему: «Не ревнуешь ли ты из-за меня? Пусть бы все в народе Господнем становились пророками и Господь мог бы ниспослать Дух Свой на каждого из них!» И тогда возвратился Моисей вместе с избранными старейшинами Израиля в стан.

Поднялся ветер, посланный Господом, и принес со стороны моря тучи перепелов и разбросал их по земле — и в стане, и поодаль от него на расстоянии, которое можно было пройти за день во всех направлениях. Почти на два локтя покрыли они землю. Весь день и всю ночь и весь следующий день сыны Израилевы выходили и собирали этих перепелов. И у тех, кто собрал меньше всех, птиц было не менее десяти хомеров. И разложили все собранное вокруг стана. Случилось же так, что, не успели еще израильтяне и прожевать как следует то мясо, прогневался на них Господь — поразил Он великим бедствием народ израильский.

Потому и назвали то место Киврот-Хаттаава, гробницей вожделений, ибо похоронили там народ, вожделению предавшийся.

А потом от Киврот-Хаттаавы народ двинулся в Хацерот и, достигнув его, остановился.

a) 11:1 Или (ближе к букв.): люди проявляли недовольство и говорили злое в уши Господа. В подлиннике евр. ра («зло / неприятность») может относиться как к тому, что они говорили, так и к тем трудностям, на которые они жаловались.

b) 11:3 Евр. Тавера созвучно евр. глаголу ваара (опалил).

c) 11:5 Или: дыни.

d) 11:7 Евр. бдолах — возможно, ароматическая смола, ср. Быт 2:12. В связи с описанием манны в Исх 16:31 можно предполагать, что по цвету она была похожа на молочно-белый опал (ср. Откр 2:17).

e) 11:10 Букв.: и в глазах Моисея (это было) зло.

f) 11:21 Букв.: пеших (воинов).

g) 11:23 Или: есть ли предел силы Господней?

h) 11:25 Здесь это указание на временное пребывание и на чудесное дарование особых способностей.

i) 11:25 Букв.: они не добавляли.

j) 11:31 Т. е. высотой около метра.

k) 11:32 Хомер — мера объема, равная приблизительно 220 л.