Книга притчей Соломоновых, глава 10

Изречения Соломона

Притчи Соломона.

Мудрый сын радует отца,

а глупый — горе для матери.

Обманом нажитое состояние не поможет,

а праведность избавит от смерти.

Не оставит Господь праведника голодным,

но алчные замыслы нечестивцев разрушит.

Праздные руки на бедность обрекают,

усердные руки богатство принесут.

Разумный сын в страду хлеб убирает,

а тот, который спит в жатву, позорит отца.

Благословения венчают голову праведника,

а уста нечестивцев таят насилие.

Память о праведнике вовеки благословенна,

а имя нечестивца в прах обратится.

Сердце мудрое повинуется заповедям,

а уста глупца навлекают несчастья.

Кто непорочно живет, тому бояться нечего,

а кто петляет, изобличен будет.

Кто лукаво подмигивает, причиняет боль,

и уста глупца навлекают несчастья.

Уста праведного — живительный родник,

а уста нечестивцев таят насилие.

Ненависть раздувает раздоры,

но любовь покрывает все грехи.

На устах разумного пребывает мудрость,

а спина глупца — для палки.

Мудрец бережет знания,

а речи глупого — неминуемая гибель.

Богатство для богача

что город укрепленный,

а нищета для бедного — погибель.

Все старания праведника —

к созиданию жизни,

а у нечестивца вся прибыль — для греха.

Кто внимает наставлениям,

указывает путь жизни,

кто сам отвергает обличения,

тот и других совращает.

Уста лжеца таят ненависть,

а кто сеет клевету — тот глупец.

При многословии не избежать греха,

кто сдержан в речах, поступает благоразумно.

Слово в устах праведника

отборное серебро,

но грош цена уму нечестивых.

Уста праведника пестуют многих,

глупые же гибнут

от собственного безрассудства.

Благословение Господне

дарует богатство,

и не приумножить его усердием.

Глупец услаждает себя гнусными замыслами,

а разумный человек — мудростью.

Что страшит нечестивца,

то его и постигнет,

а желания праведных исполнятся.

Налетит буря — и нет нечестивца,

а праведник устоит вовек.

Что уксус для зубов, что дым в глаза —

таков лентяй для тех, кто дает ему поручения.

Благоговение пред Господом

дарует долголетие,

а годы нечестивцев сочтены.

Чаяния праведников радуют сердце,

а надежда нечестивцев погибнет.

Путь Господень

надежное прибежище для непорочного,

а для злодеев — погибель.

Праведник вовеки непоколебим будет,

а нечестивых не будет на земле.

Уста праведника источают мудрость,

а язык гнусный вырван будет.

Уста праведника ведают то, что благо,

а речь нечестивцев порочна.

a) 10:1 Отсюда и до 22:16 следует собрание отдельных изречений Соломона.

b) 10:1 Вторая часть стиха почти дословно совпадает с 15:20.

c) 10:2 Стих почти дословно совпадает с 11:4.

d) 10:3 Букв.: желания.

e) 10:6 Друг. возм. пер: насилие закроет уста нечестивцев, т. е. им воздастся тем же, что совершали они сами; та же строка повторяется в 10:11.

f) 10:7 Или: праведника поминают при благословении.

g) 10:8 Или: отвержение; то же в ст. 10.

h) 10:9 Или (ближе к букв.): кто ходит в непорочности, ходит уверенно.

i) 10:9 Букв.: искривляет пути свои.

j) 10:10 LXX: а тот, кто открыто обличает, миротворец.

k) 10:15 Эта часть стиха совпадает с первой частью 18:11.

l) 10:16 Друг. возм. пер.: награда праведнику — жизнь, урожай нечестивца — наказание за грехи.

m) 10:17 Или: обличениям.

n) 10:20 Букв.: язык праведника.

o) 10:21 Букв.: пасут; праведник здесь сравнивается с пастухом.

p) 10:22 Или: и печали не прибавляет.

q) 10:31 Букв.: плодоносят мудростью; ср. 12:14; 13:2; 18:20

r) 10:31 Букв.: отрублен. В этой притче уста праведника метафорически отождествляются с плодоносящим деревом, а язык нечестивого — с бесплодным.

s) 10:32 Или: коварна.