Книга притчей Соломоновых, глава 25

Другие притчи Соломона

Вот еще притчи Соломона,

записанные слугами Езекии, царя Иудеи.

За премудрость сокрытую — Богу слава,

за справедливое расследование — слава царю.

Как высота небес и глубины земли,

так и сердце царя неисследимо.

Очисти серебро от окалины

и выйдет сосуд у золотых дел мастера.

Удали нечестивцев от лица царя —

и престол его справедливостью укрепится.

Не восхваляй себя перед царем,

средь великих не стремись занять место.

Лучше, если скажут тебе: «Поднимись к нам»,

чем унизят тебя перед вельможей каким.

Если и увидел ты нечто своими глазами,

что задело тебя ,

не спеши затевать суд,

а иначе, что станешь делать,

если сосед твой тебя опозорит?

Даже если ты и затеял тяжбу с соседом,

чужых секретов не выдавай,

чтобы не обесславил тебя услышавший это

и не разнеслась о тебе худая молва.

Слово, вовремя сказанное, —

что золотые яблоки в серебряной оправе.

Золотая серьга, украшенье из чистого золота —

мудрый обличитель для чуткого уха.

Что прохлада от снега в страду —

надежный вестник для тех, кто его отправил;

он ободрит душу своего господина.

Облака и ветер, а дождя всё нет —

так и тот, кто подарки попусту наобещал.

Выдержку выказывая, убедишь и правителя,

ласковая речь и кость сокрушит.

Если нашел мед, ешь его в меру,

а иначе пресытишься и тебя стошнит.

Не ходи часто в дом друга своего,

чтобы не надоел ты ему и не стал ему ненавистен.

Палица, меч и острая стрела —

таков лжесвидетель против ближнего своего.

Что сломанный зуб или нога хромая —

то надежда на вероломного в день бедствия.

Как в стужу одежды лишиться, как уксус лить на рану

так и песни петь тому, чье сердце в горе.

Если твой враг голоден — накорми его хлебом,

если жаждет — дай воды напиться.

Так поступая, горящие угли сыплешь ты ему на голову,

и Господь воздаст тебе.

Северный ветер родит дождь,

язык злоречивый — гнев на лицах.

Лучше на самом краю крыши ютиться,

чем жить в просторном доме

со сварливой женой.

Как вода студеная для пересохшего горла

так и добрая весть из дальней страны.

Замутненный родник, затоптанный источник —

таков праведник, что отступает перед нечестивцем.

Нехорошо объедаться медом,

нехорошо без конца домогаться почестей.

Поверженный город без стен крепостных

таков человек, не владеющий собой.

a) 25:1 Букв.: мужами, ср. 3 Цар 10:8.

b) 25:1 Езекия — благочестивый царь Иудеи, правивший с 716 по 687 гг. до Р. Х., см. 4 Цар 18–20; 2 Пар 29–32; Ис 36–39.

c) 25:2 Или (ближе к букв.): величие Бога — делать нечто сокровенным.

d) 25:2 Или (ближе к букв.): величие царя — расследовать дело.

e) 25:4 Ср. Ис 1:22, 25; Иез 22:18, 19.

f) 25:4 Ср. Ис 41:7; 46:6.

g) 25:5 См. 16:12.

h) 25:7 Ср. Лк 14:7–11.

i) 25:7 Букв.: что увидели глаза твои . Друг. возм. пер: перед вельможей, которого видели глаза твои .

j) 25:9 Букв.: веди тяжбу / спорь с соседом, но…

k) 25:11 Или: сказанное должным образом; ср. 15:23.

l) 25:11 Возможно, имеется в виду ювелирное украшение в виде яблока или граната, инкрустированное оправой с изображениями растений или животных.

m) 25:15 Или: князя.

n) 25:17 Букв.: чтобы он не пресытился тобой.

o) 25:20 Друг. возм. пер.: в день бедствия, (это) как в стужу одежды лишиться. Как уксус

p) 25:20 Перевод по LXX; масоретский текст: на соду.

q) 25:21 Букв.: ненавидящий тебя.

r) 25:24 Стих дословно повторяет 21:9.

s) 25:25 Здесь евр. слово нефеш (традиционный перевод: душа) может быть понято в своем первоначальном значении «горло», ср., напр., Ис 5:14. С другой стороны, прочтение «для томимой жаждой души» тоже возможно: душа человека томится без вестей о близких на чужбине. В тексте присутствует игра слов.

t) 25:27 Так по друг. чтению. Масоретский текст неясен, возм. пер.: нет славы в том, чтобы добиваться славы.

u) 25:28 Букв.: что не может сдержать свой дух.