Книга притчей Соломоновых, глава 8

Плоды Премудрости

Не Премудрость ли взывает к вам?

Не здравомыслия ли голос громкий

звучит с вершин холмов?

У дорог и на перепутьях стоит Премудрость;

подле ворот, у входа в город

восклицает она:

«К вам, о люди, я взываю,

к роду человеческому — мой призыв!

О несмышленые,

научитесь же проницательности,

и вы, люди глупые, — пониманию.

Внимайте мне:

о самом главном я буду говорить,

на устах моих — правда,

язык мой истину изрекает,

устам моим ненавистна неправда.

Все речи мои — праведны,

нет в них ни кривды, ни лукавства.

Понятны они человеку разумному,

тому, кто ищет знание, — ясны.

Наставление мое серебру предпочтите,

а знание — золоту отборному,

ибо мудрость лучше жемчугов,

не сравнится с ней никакая прихоть.

Я — Премудрость,

с проницательностью неразлучна;

обладаю прозорливостью и знанием.

Благоговение пред Господом

в непримиримости к злу.

Спесь и гордыню,

лживый язык и злые поступки

я ненавижу.

У меня совет, у меня и удача,

со мной здравомыслие и сила.

Цари мною царствуют

и правители слагают законы справедливые,

владыки мною правят,

вожди и все, кто правый суд вершит.

Кто возлюбил меня, того и я люблю,

и кто взыскует меня, меня обретет.

Со мною слава и богатство,

праведность и долгое благоденствие.

Плод мой прекраснее золота,

золота самого чистого,

и дохода от меня гораздо больше,

чем от серебра отборного.

По пути праведности я иду,

по стезям справедливости,

чтобы одарить благом любящих меня

и сокровищницы их наполнить.

Участие Премудрости в Божественном творении

Господь обладал мною в начале пути Своего,

прежде деяний Своих искони.

Я существую вечно, изначально,

прежде, чем земля обрела свое бытие.

Я родилась, когда не было еще

первоначальной бездны

и источников ее, исторгающих воду,

прежде чем были воздвигнуты горы,

прежде холмов я возникла.

Тогда еще не создал Он

ни земли, ни полей,

ни первых пылинок вселенной.

Когда Он утверждал небеса,

я была там.

Когда Он чертил круг

по поверхности бездны,

когда водружал облака сверху,

укрощал источники бездны,

указывал морю предел его,

который воды его переступить не могут,

когда закладывал основания земли,

я была при Нем искусной художницей,

ликованием Его была ежедневным,

перед Ним я радовалась непрестанно.

Радовалась я всему Его обитаемому миру,

ликовала о всем роде людском.

И теперь, дети, послушайте меня!

Благо тем, кто держится моего пути!

Внимайте наставленью —

и вы будете мудры,

не пренебрегайте им.

Благо тому, кто меня слушает,

кто у дверей моих все дни проводит,

стоит на страже у порога моего.

Кто обрел меня — обрел жизнь

и снискал благосклонность Господа.

А кто против меня грешит —

себе самому вредит.

Все ненавидящие меня смерть возлюбили».

a) 8:4 Или: голос.

b) 8:9 Друг. возм. пер.: истинны.

c) 8:11 Или: кораллов.

d) 8:11 Стих почти дословно повторяет 3:15.

e) 8:13 Букв.: ненависти.

f) 8:13 Или: развращенный.

g) 8:16 Друг. чтение: все судьи земли.

h) 8:21 Или: богатым наследством.

i) 8:22 Словом «обладал» передан евр. глагол кана, наиболее распространенное значение которого «приобретать, покупать, завладевать». Есть, однако, несколько мест в Ветхом Завете, где тот же глагол может пониматься и как «создал, породил» (ср. Быт 4:1; 14:19, 22); именно так переведено это место в LXX (эктисен — «создал»); в Вульгате — «имел» (possedit).

j) 8:24 Или: пучины; ср. Быт 1:2.

k) 8:27 По-видимому, круг земли, ср. Ис 40:22; Иов 26:10; 22:14.

l) 8:30 Друг. возм. пер.: младенцем; или: наперсницей.

m) 8:34 Вновь стремление к Премудрости описывается языком и образами любовной поэзии, ср. Песнь 2:9.

n) 8:36 Или (ближе к букв.): своей жизни.