Послание апостола Павла христианам в Риме, глава 10

Братья, всем сердцем хочу я и Богу молюсь о том, чтоб спаслись израильтяне. В служении Богу — я сам тому свидетель — усердны они, только усердию их истинного знания недостает. Не осознав праведности Божией, не захотели они ей покориться и силятся собственную свою [праведность] утвердить. Но во Христе ведь уже достигнута цель, что была Законом указана, так что обрести праведность теперь может каждый, кто верует в Него.

Путь к праведности для всех один

Когда Моисей говорил, что «человек, соблюдающий все повеления Закона, в них и найдет для себя жизнь», он о праведности по Закону говорил. А праведность, что по вере, так говорит: «Не вопрошай в сердце своем: „Кто на небо взойдет?“ (Как если бы нужно было Христа оттуда свести.) Или: „Кто в бездну сойдет?“» (Как если бы нужно было Христа от мертвых вернуть.) Что же тогда она утверждает? «Близко слово к тебе, оно на твоих устах и в сердце твоем». Слово это — о вере, та самая весть, которую мы проповедуем. Так что если устами своими ты открыто заявляешь, что Иисус — Господь, если сердцем веришь, что Бог из мертвых Его воскресил, будешь спасен. Потому что вера в сердце к праведности ведет, а исповедание устами — ко спасению. Писание и говорит: «Всякийверующий в Него посрамлен не будет». И так для каждого, без различия: для иудея и для язычника, Господь ведь у всех у нас один, и богатства Его довольно для всех, кто в молитве призывает Его; ибо каждый, кто призовет имя Господне, будет спасен.

Как обрести веру?

Но как же призывать Того, в Кого не уверовали? Как верить в Того, о Ком не слышали? И как услышать, если нет проповедующего? И как люди могут проповедовать, если они на то не посланы? Вот почему в Писании сказано: «Отраден приход вестников, несущих добрую весть

Нет извинения тем, кто не внял Благой Вести

Однако не все вняли Благой Вести. Об этом говорит Исайя: «Господи, кто поверил тому, что услышал от нас Итак, вера — от Вести услышанной, а слышат ее там, где возвещается слово Христово. Но спрашиваю: не слышали разве они? Конечно же, слышали! Ведь сказано о тех, кто Весть эту возвещает:

«По всей земле звучал их голос,

до пределов вселенной дошли слова их».

А может быть, снова спрошу, израильтяне не знали? Еще Моисей словами Господними им говорил:

«Я вызову ревность в вастеми,

кого вы не считали народом,

введу в раздражение васнародом,

который не понимал Меня».

Еще смелее передает слова Бога Исайя:

«Нашли Меня не искавшие,

открылся Я тем, кто не спрашивал обо Мне».

А об Израиле Он говорит: «Целый день Я руки Свои простирал к народу своевольному и дерзкому».

a) 10:4 Букв.: ибо конец (или: цель) Закона (как средства обретения праведности) есть Христос, к праведности каждого верующего.

b) 10:5 Букв.: исполняющий их.

c) 10:5 Лев 18:5.

d) 10:6 Здесь, как и в ст. 7 и 8, апостол олицетворяет праведность: она «говорит», напоминая верующему о том, что Христос уже приходил с неба на землю, умер здесь за грехи наши и воскрес для оправдания нашего.

e) 10:7 Втор 30:12, 13.

f) 10:8 Или: весть.

g) 10:8 Втор 30:14.

h) 10:9 Или: исповедуешь устами.

i) 10:11 Ис 28:16; или: доверившийся Ему не постыдится.

j) 10:12 Выражение «призывать Господа (или Его имя)» в Библии близко по значению понятию «совершать богослужение».

k) 10:13 Иоиль 2:32 (LXX).

l) 10:15 Букв.: как прекрасны ноги (некот. поздн. рукописи добавляют: благовествующих мир), благовествующих доброе; Ис 52:7.

m) 10:16 Ис 53:1 (LXX).

n) 10:17 Букв.: а возвещение (и слушание ее) через слово Христа; или: через слово о Христе.

o) 10:18 Пс 19 (18):5 (LXX).

p) 10:19 Втор 32:21 (LXX).

q) 10:20 Ис 65:1 (LXX).

r) 10:21 Ис 65:2 (LXX).