Радостная Весть Исы Масиха в изложении Луки, сура 23

Иса Масих на допросе у Пилата

Все встали и повели Ису к Пилату. Там они начали обвинять Его:

– Мы установили, что Этот Человек совращает наш народ. Он запрещает платить дань императору и называет Себя обещанным Масихом, Царём.

Пилат спросил Его:

– Ты Царь иудеев?

– Ты сам так говоришь, – ответил Иса.

Тогда Пилат сказал главным священнослужителям и толпе:

– У меня нет никаких оснований осудить Этого Человека.

Но они настаивали:

– Он Своим учением возмущает народ по всей Иудее, начал в Галилее, а теперь пришёл сюда.

Иса Масих на допросе у Ирода

– Этот Человек – галилеянин? – спросил, услышав это, Пилат. И узнав, что Иса был из области, подвластной Ироду, который тоже был в это время в Иерусалиме, он послал Ису к нему. Ирод, увидев Ису, очень обрадовался, потому что уже давно хотел Его увидеть. Он много слышал об Исе и надеялся, что Тот совершит для него какое-нибудь чудо. Он задавал Ему много вопросов, но Иса ничего не отвечал. Стоявшие там главные священнослужители и учители Таурата усиленно обвиняли Ису. Ирод же и его солдаты, посмеявшись и поиздевавшись над Исой, надели на Него царское одеяние и отослали обратно к Пилату. В этот день Ирод и Пилат стали друзьями, а прежде они враждовали.

Пилат осуждает Ису Масиха на распятие

Пилат, созвав главных священнослужителей, начальников и народ, сказал им:

– Вы привели ко мне Этого Человека и сказали, что Он подстрекает народ. Допросив Его в вашем присутствии, я не нахожу Его виновным в том, в чём вы Его обвиняете. Ирод тоже не нашёл в Нём никакой вины и отослал Его обратно к нам. Как видите, Он не сделал ничего, достойного смерти. Поэтому я прикажу бичевать Его, а затем отпущу.

Тогда все в один голос закричали:

– Смерть Ему! Отпусти нам Бар-Аббу!

(Бар-Абба был заключён в темницу за поднятый в городе мятеж и за убийство.) Пилат же хотел отпустить Ису и ещё раз спросил их. Но они кричали:

– Распни, распни Его!

Пилат в третий раз спросил:

– За что? Какое зло сделал Он? Я не нашёл за Ним никакой вины, за которую Он мог бы быть приговорён к смерти. Я прикажу бичевать Его, а затем отпущу!

Но они продолжали громко кричать и настаивать, чтобы Иса был распят. В конце концов криками они добились своего. Пилат согласился выполнить их требование. Он освободил, как они и просили, того, кто находился в темнице за бунт и за убийство, а Ису отдал на их волю.

Ису Масиха ведут на распятие

Когда Ису повели на распятие, конвоиры схватили некоего Шимона из Кирены, шедшего с поля, взвалили на него крест и заставили нести его за Исой. Среди множества людей, шедших за Исой, были и женщины, которые били себя в грудь и рыдали о Нём. Иса повернулся к ним и сказал:

– Дочери Иерусалима, не плачьте обо Мне, плачьте лучше о себе и о своих детях. Наступает такое время, когда будут говорить: «Благословенны бесплодные, нерожавшие и не кормившие грудью!» Тогда

«люди скажут горам: „Падите на нас!“

и холмам: „Покройте нас!“».

Ведь если с Праведником так поступают, то что же будет с грешниками?

Казнь Исы Масиха

С Исой вели на казнь и двух преступников. Когда они пришли на место, называемое Лобным, там распяли и Его, и преступников, одного по правую, а другого по левую сторону от Него.

Иса говорил:

– Отец, прости им, ведь они не знают, что делают.

Солдаты разделили между собой одежду Исы, бросив жребий.

Народ стоял и смотрел. Начальники же смеялись над Ним:

– Спасал других! Пусть теперь спасёт Самого Себя, если Он Избранник Всевышнего – Масих!

Солдаты тоже насмехались над Ним. Они давали Исе кислое вино и говорили:

– Спаси Себя, если Ты Царь иудеев!

А над Исой на кресте была надпись: Это Царь Иудеев.

Один из распятых преступников оскорблял Его, говоря:

– Разве Ты не обещанный Масих? Спаси Себя и нас!

Другой же унимал его и говорил:

– Побойся Всевышнего! Ведь ты приговорён к тому же. Мы наказаны справедливо и получили по заслугам, а Этот Человек не сделал ничего плохого.

И он сказал:

– Иса, вспомни меня, когда вернёшься как Царь.

– Говорю тебе истину: сегодня ты будешь со Мной в раю, – ответил ему Иса.

Смерть Исы Масиха

Было около полудня, и по всей земле стало темно, и это продолжалось до трёх часов дня. Солнце померкло, и завеса в храме разорвалась на две части. Иса громко крикнул:

– Отец, в Твои руки Я отдаю Мой дух!

Сказав это, Он испустил дух. Когда римский офицер всё это увидел, он прославил Всевышнего и сказал:

– Этот Человек действительно был невиновен!

И все люди, собравшиеся посмотреть на казнь, увидев, что произошло, возвращались по домам, ударяя себя в грудь. Но все, кто знал Ису, включая и женщин, которые шли за Ним из Галилеи, стояли в отдалении, наблюдая за происходящим.

Погребение Исы Масиха

Там был добрый и праведный человек, которого звали Юсуф. Будучи членом Совета, он, однако, не был согласен с решением и делом иудейских вождей. Юсуф был уроженцем города Аримафеи в Иудее и ожидал прихода Царства Всевышнего. Этот человек пошёл к Пилату и попросил тело Исы. Он снял тело, обернул его в льняное полотно и положил в высеченную в скале могильную пещеру, где ещё никого до этого не хоронили. Это была пятница – день приготовления к иудейской субботе, которая уже наступала. За Юсуфом пошли женщины, пришедшие с Исой из Галилеи, они видели могильную пещеру и то, как тело Исы было положено в неё. Вернувшись, они приготовили душистые мази и масла. Субботу они провели в покое согласно повелению Таурата.

a) 23:1 Понтий Пилат был римским наместником в Иудее с 26 по 36 гг.

b) 23:2 Обвинители Исы Масиха не гнушались даже откровенной ложью. Они обвиняли Ису в том, что Он якобы призывал не платить императору налоги, в то время как Иса говорил как раз обратное (см. 20:22-25).

c) 23:7 Это Ирод Антипа (см. сноску на 3:1).

d) 23:16-17 Некоторые рукописи включают стих 17: «Дело в том, что на праздник Освобождения он должен был отпустить одного из заключённых». Ср. Мат. 27:15; Мк. 15:6.

e) 23:30 Ос. 10:8; см. также Отк. 6:16.

f) 23:31 Букв.: «Ведь если с зеленеющим деревом так поступают, то что же будет с сухим». В этом контексте сравнение Исы с зелёным деревом, вероятно, говорит о Его праведности, а символ сухого дерева – о духовном состоянии грешных людей (ср. Езек. 20:45–21:7).

g) 23:33 Букв.: «череп». Это был холм, который, по всей вероятности, имел такое название из-за своей формы, напоминавшей человеческий череп.

h) 23:34 См. Заб. 21:19.

i) 23:35 См. Заб. 21:7-9.

j) 23:36 См. Заб. 68:22.

k) 23:42 Или: «когда вернёшься в Своё Царство».

l) 23:45 Это была внутренняя завеса храма, которая отделяла «Святое» от «Святая Святых» (см. Исх. 26:31-35). Описанное событие символизирует открывшийся нам, благодаря жертве Исы, свободный доступ в присутствие Всевышнего (см. Евр. 10:19-22).

m) 23:46 См. Заб. 30:6.

n) 23:47 Или: «праведником».

o) 23:54 Суббота, религиозный день отдыха, когда иудеям запрещалось выполнять какую-либо работу, начиналась уже в пятницу с закатом солнца. Это и было причиной спешных похорон Исы.