Мудрые изречения Сулеймана, сура 21

Как поток воды, сердце царя в руке Вечного:

куда Он захочет, туда его и направит.

Все пути человека пред глазами его прямы,

но Вечный испытывает сердца.

Кто поступает праведно и справедливо –

угодней Вечному, чем приносящий жертвы.

Надменный взгляд и гордое сердце –

как светильник для нечестивого, но это грех.

Замыслы прилежного принесут изобилие,

а всякий торопливый лишь обнищает.

Состояние, нажитое лживым языком, –

это исчезающий пар и смертоносная западня.

Жестокость злодеев их же и погубит,

ведь они отказываются поступать справедливо.

Путь виновных извилист,

а поступки невинных чисты.

Лучше жить на углу крыши,

чем в доме со сварливой женой.

Нечестивый желает зла;

милости ближний у него не найдёт.

Когда наказан глумливый, простаки становятся мудрее;

когда наставлен мудрец, он обретает больше знаний.

Дом нечестивца примечает Праведный

и насылает на нечестивца гибель.

Кто затыкает уши от крика бедных,

тот однажды сам будет кричать, и его не услышат.

Тайный подарок успокаивает гнев,

и взятка, скрытая под плащом, – лютую ярость.

Радость праведным, когда вершат правосудие,

но это ужас злодеям.

Тот, кто сошёл с пути разума,

упокоится среди духов умерших.

Любящий развлечения обеднеет,

любящий вино и дорогие мази не разбогатеет.

Не праведный будет наказан, а нечестивый,

не верный – а вероломный.

Лучше жить в пустыне,

чем со сварливой и злобной женой.

Дорогое добро и масло остаётся в доме у мудрого,

а глупец его проедает.

Стремящийся к праведности и любви

найдёт и жизнь, и праведность, и славу.

Один мудрец может покорить город, полный воинов,

и низвергнуть крепость, на которую они полагались.

Сторожащий уста свои и язык

хранит себя от беды.

Гордец надменный, «глумливый» – имя ему;

он действует в чрезмерной гордыне.

Желания ленивца его умертвят,

так как руки его отказываются трудиться.

День напролёт он жаждет и желает,

а праведный даёт не жалея.

Жертва злодеев – мерзость,

а тем более, когда приносится со злым умыслом.

Лживый свидетель погибнет,

а свидетельство того, кто всё слышал, устоит.

Нечестивый делает уверенное лицо,

а праведный обдумывает свой путь.

Нет ни мудрости, ни разума, ни замысла,

что имели бы успех против Вечного.

Коня готовят на день сражения,

а победу даёт Вечный.

a) 21:6 Или: «пар ищущих смерти».

b) 21:12 Или: «праведник».

c) 21:29 Или: «твёрдо идёт по своему пути».