Радостная Весть Исы Масиха в изложении Марка, сура 12

Притча о злых виноградарях

И Он стал говорить с ними притчами.

– Один человек посадил виноградник, обнёс его забором, выкопал яму для давильни и построил сторожевую башню. Он отдал виноградник внаём виноградарям, а сам уехал в далёкую страну. Когда пришло время, он послал раба к виноградарям, чтобы тот забрал у них причитающуюся ему часть урожая. Но виноградари схватили раба, избили и отослали с пустыми руками. Тогда хозяин послал к ним другого раба; но они разбили ему голову и издевались над ним. Хозяин послал ещё одного раба; его виноградари убили. Он посылал ещё многих рабов, но виноградари одних избивали, других убивали. В конце концов у хозяина остался только его единственный любимый сын. Он послал его к ним последним. «Сына-то моего они устыдятся», – думал он. Но виноградари сказали друг другу: «Это наследник. Давайте убьём его, и наследство будет нашим». Они схватили его, убили и выбросили из виноградника. Что же сделает хозяин виноградника? Конечно же, он придёт и убьёт виноградарей, а виноградник отдаст другим. Разве вы не читали в Писании:

«Камень, Который отвергли строители,

стал краеугольным.

Это совершил Вечный,

и как это удивительно для нас!»

Когда предводители народа поняли, что эту притчу Исо рассказал о них, они хотели арестовать Его, но побоялись народа. Поэтому они оставили Его и ушли.

Вопрос об уплате налогов

Потом они подослали к Исо блюстителей Закона и сторонников правителя Ирода, чтобы те поймали Его на слове. Подойдя к Исо, они сказали:

– Учитель! Мы знаем, что Ты Человек честный и не стремишься никому угодить. Ты беспристрастен и истинно учишь пути Всевышнего. Следует ли платить налог римскому императору или нет? Платить нам или не платить?

Исо, зная их лицемерие, сказал:

– Вы хотите поймать Меня на слове? Принесите Мне посмотреть серебряную монету.

Ему принесли монету, и Он спросил:

– Кто на ней изображён и чьё на ней имя?

– Императора, – ответили они.

– Отдавайте императору то, что принадлежит императору, а Всевышнему – то, что принадлежит Всевышнему, – сказал им Исо. Они были поражены Его ответом.

Вопрос о воскресении мёртвых

К Исо подошли саддукеи, которые утверждают, что нет воскресения мёртвых. Они спросили Его:

– Учитель, Мусо написал, что если у кого-либо умрёт брат, оставив жену, но не оставив детей, то он должен жениться на вдове и восстановить род своему брату. Было семеро братьев. Первый женился и умер, не оставив потомства. На вдове женился его брат и тоже умер, не оставив потомства. То же самое произошло и с третьим. Брали её за себя все семеро, и никто из них не оставил после себя детей. После всех умерла и женщина. Чьей женой будет эта женщина после воскресения? Ведь все семеро были женаты на ней.

Исо ответил им:

– Не потому ли вы заблуждаетесь, что не знаете ни Писания, ни силы Всевышнего? Воскресшие из мёртвых не будут ни жениться, ни выходить замуж, а будут как ангелы на небесах. А о том, что мёртвые воскресают, разве вы не читали в Тавроте, в книге Мусо, историю о терновом кусте? Там Всевышний сказал Мусо: «Я – Бог Иброхима, Бог Исхока и Бог Якуба». Он Бог не мёртвых, а живых. Вы глубоко заблуждаетесь.

Самое важное повеление

Один из учителей Таврота, слушая этот спор, заметил, как хорошо ответил Исо, и спросил у Него:

– Какое из повелений в Законе самое важное?

Исо ответил:

– Самое важное повеление – это: «Слушай, Исроил! Вечный – наш Бог, Вечный – един. Люби Вечного, Бога твоего, всем сердцем и всей душой, всем разумом и всеми силами своими». Второе повеление: «Люби ближнего твоего, как самого себя». Нет повелений важнее этих двух.

Учитель Таврота сказал:

– Прекрасно, Учитель. Ты прав, говоря, что Всевышний один, и нет другого Бога, кроме Него. Любить Его всем сердцем, всем разумом, всеми силами и любить ближнего, как самого себя, – это важнее, чем все всесожжения и жертвы.

Исо, видя, как разумно ответил учитель Таврота, сказал ему:

– Недалеко ты от Царства Всевышнего.

С тех пор никто больше не решался задавать Ему вопросы.

Масех – Повелитель Довуда

Продолжая учить в храме, Исо сказал:

– Почему учители Таврота говорят, что Масех – лишь сын Довуда? Ведь сам Довуд сказал под водительством Святого Духа:

«Вечный сказал моему Повелителю:

сядь по правую руку от Меня,

пока Я не повергну всех врагов Твоих

к ногам Твоим».

Сам Довуд называет Масеха Повелителем. Как же в таком случае Он может быть всего лишь его сыном?

Большая толпа слушала Исо с радостью.

Предостережение от лицемерия

А Он учил:

– Остерегайтесь учителей Таврота. Они любят наряжаться в длинные одежды и любят, когда их приветствуют в людных местах. Они сидят на самых почётных местах в молитвенных домах и на званых обедах. Они разоряют дома вдов и напоказ долго молятся. Таких ждёт очень суровое наказание.

Щедрое пожертвование бедной вдовы

Сев напротив сокровищницы храма, Исо смотрел, как люди кладут в неё деньги. Многие богачи бросали помногу. Но вот подошла бедная вдова и бросила две медные монетки. Исо подозвал учеников и сказал им:

– Говорю вам истину, эта бедная вдова положила больше всех, кто клал в сокровищницу, потому что все давали от своего избытка, а она от своей нищеты положила всё, что у неё было на жизнь.

a) 12:1 Давильня – в те времена виноград давили в особых углублениях, высеченных в скале, откуда сок вытекал через специальное отверстие.

b) 12:1 Ср. Ис. 5:1-7.

c) 12:10-11 Заб. 117:22-23.

d) 12:15 Букв.: «динарий».

e) 12:18 Саддукеи – аристократическая религиозная партия иудеев, члены которой отвергали идею воскресения мёртвых, не верили в ангелов и в духов. Саддукеи имели огромное влияние в Высшем Совете иудеев.

f) 12:19 См. Втор. 25:5-6.

g) 12:26 Исх. 3:6.

h) 12:29 Или: «Вечный – наш Бог, лишь только Вечный».

i) 12:29-30 Втор. 6:4-5.

j) 12:31 Лев. 19:18.

k) 12:36 Заб. 109:1.

l) 12:42 Букв.: «две лепты, что составляет один кодрант». Это была просто мизерная сумма.