От Матфея святое благовествование, глава 13

В тот день Иисус, выйдя из дома, сидел у моря. И собралось к Нему много народа, так что Он вошел в лодку и сидел, а весь народ стоял на берегу. И сказал им многое в притчах. Он говорил: вот, вышел сеятель сеять. И когда сеял, некоторые семена упали при дороге, и прилетели птицы и поклевали их. Другие же упали на камень, где у них немного было земли, и тотчас взошли, ибо земля у них не была глубока. Когда же солнце взошло, они были опалены и, не имея корня, засохли. Другие же упали в терние, и поднялось терние и заглушило их. Другие же упали на землю добрую и давали плод: какое — сто, какое — шестьдесят, какое — тридцать. Имеющий уши да слышит.

И подойдя, ученики сказали Ему: почему Ты говоришь им притчами? И Он ответил им: потому что вам дано познать тайны Царства Небесного, тем же не дано; ибо, кто имеет, тому будет дано, и будет у него изобилие; а кто не имеет, у того будет взято и то, что имеет. Потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; и исполняется на них пророчество Исаии, которое говорит:

«Слухом будете слышать, и не уразумеете;

и глазами глядеть будете, и не увидите;

ибо ожирело сердце народа этого,

и ушами они едва слышат,

и глаза свои они закрыли,

чтобы не увидеть глазами

и ушами не услышать

и сердцем не уразуметь и не обратиться.

И Я исцелю их».

Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат; ибо истинно говорю вам: многие пророки и праведные желали видеть то, что вы видите, и не увидели, и слышать то, что вы слышите, и не услышали.

Вы же вслушайтесь в притчу о сеятеле. Ко всякому, кто слышит слово о Царстве и не разумеет, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его: это посеянный при дороге. А посеянный на камне — это слышащий слово и тотчас с радостью принимающий его; но не имеет он корня в себе и держится короткое время; с наступлением же скорби или гонения за слово тотчас соблазняется. А посеянный в тернии — это слышащий слово, но забота века и обольщение богатства заглушают слово, и оно делается бесплодным. А посеянный на доброй земле — это слышащий слово и разумеющий; он-то и дает плод и приносит: кто — сто, кто — шестьдесят, кто — тридцать.

Другую притчу предложил Он им: подобно Царство Небесное человеку, посеявшему доброе семя в поле своем; когда же люди спали, пришел его враг и посеял между пшеницею плевелы и ушел; а когда взошла зелень и дала плод, тогда явились и плевелы. И придя, рабы домохозяина сказали ему: «господин, не доброе ли семя посеял ты в твоем поле? Откуда же в нем плевелы?» Он сказал им: «враг человек это сделал.» Рабы же ему говорят: «так хочешь, мы пойдем, выберем их?» Он говорит: «нет, чтобы, выбирая плевелы, вы не вырвали с корнем вместе с ними пшеницу. Дайте им вместе расти до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: выберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их; а пшеницу соберите в житницу мою».

Другую притчу предложил Он им: подобно Царство Небесное зерну горчичному, которое взял человек и посеял в поле своем. Хотя оно и меньше всех семян, но когда вырастет, оно больше овощей и становится деревом, так что птицы небесные прилетают и вьют гнёзда в ветвях его.

Другую притчу сказал Он им: подобно Царство Небесное закваске, которую взяла женщина и положила в три меры муки, доколе не вскисло всё.

Это всё сказал Иисус народу в притчах, и без притчи не говорил им ничего, дабы исполнилось сказанное чрез пророка:

Открою в притчах уста Мои;

провозглашу сокровенное от основания мира.

Тогда, оставив народ, Он вошел в дом. И подошли к Нему ученики Его и сказали: разъясни нам притчу о плевелах в поле. И Он ответил: сеющий доброе семя — Сын Человеческий; поле — мир; доброе семя — это сыны Царства; плевелы — сыны лукавого. Враг, посеявший их, — диавол; жатва — конец века; жнецы — ангелы. Поэтому, как выбираются плевелы и огнем сжигаются, так будет в конце века: пошлет Сын Человеческий ангелов Своих, и выберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и бросят их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов. Тогда праведные будут сиять как солнце в Царстве Отца их. Имеющий уши да слышит.

Подобно Царство Небесное зарытому в поле сокровищу, которое человек, найдя, скрыл, и от радости идет и продает всё, что имеет, и покупает поле то.

Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин. Найдя одну многоценную жемчужину, он пошел и продал всё, что имел, и купил ее.

Еще подобно Царство Небесное большой сети, закинутой в море и собравшей рыб всякого рода. Когда она наполнилась, ее вытащили на берег и, сев, собрали хорошее в сосуды, а плохое выбросили вон. Так будет в конце века: выйдут ангелы и отделят злых от праведных и бросят их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов.

Уразумели ли вы всё это? Они говорят Ему: да! И Он сказал им: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен человеку хозяину дома, который выносит из сокровища своего новое и старое.

И было: когда окончил Иисус притчи эти, Он ушел оттуда. И придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что изумлялись они и говорили: откуда у Него премудрость эта и силы? Не Он ли сын плотника? Не Мать ли Его называется Мариам, и братья Его Иаков, Иосиф, Симон и Иуда? И сестры Его не все ли с нами? У Него же откуда всё это? И соблазнялись из-за Него. Иисус же сказал им: пророк не бывает без чести, разве только в отечестве и в доме своем. И не сотворил там многих чудес по неверию их.