Первая книга Моисеева. Бытие, глава 2

Так было завершено сотворение неба и земли и всего, что есть и обитает там.

К седьмому дню Бог закончил труд, который Он совершал, и на седьмой день Он отдыхал от всех Своих дел. Бог благословил седьмой день и сделал его святым, потому что в этот день Он отдыхал от Своего труда, который Он делал и завершил.

Адам и Ева

Вот повествование о небе и земле, когда они были сотворены.

Когда Господь Бог создавал землю и небо, на земле тогда еще не было ни кустарника полевого, ни полевой травы, потому что Господь Бог не посылал на землю дождя, и не было человека, чтобы обрабатывать почву, только поток поднимался из земли и орошал всю ее поверхность, – тогда Господь Бог создал человека из земного праха и вдунул ему в ноздри дыхание жизни, и человек стал живым существом.

Затем Господь Бог посадил сад на востоке, в Эдеме, и поселил там человека, которого Он создал. Господь Бог вырастил из земли все виды деревьев – приятных на вид и пригодных для пищи. Посреди же сада росли дерево жизни и дерево познания добра и зла.

Из Эдема вытекала река, орошавшая сад, а далее она разделялась на четыре потока. Первый называется Пишон: он течет вокруг всей земли Хавила, где есть золото. Золото в той земле хорошее, и еще там есть пахучая смола и оникс. Вторая река называется Гихон, она течет вокруг всей земли Куш. Третья река называется Тигр, она течет к востоку от Ашшура. А четвертая река – это Евфрат.

Господь Бог поселил человека в Эдемском саду, чтобы он возделывал сад и заботился о нем. Господь Бог заповедал человеку: «Можешь есть плоды с любого дерева в саду, но не ешь с дерева познания добра и зла, потому что в день, когда ты съешь плод с него, ты непременно умрешь».

Господь Бог сказал: «Нехорошо человеку быть одному. Я создам ему помощника под стать».

Господь Бог создал из земли всех зверей полевых и всех птиц небесных. Затем Он привел их к человеку, чтобы увидеть, как тот их назовет; и как назвал человек каждое живое творение, так и стало ему имя. Так человек дал имена всему скоту, всем птицам небесным и всем полевым зверям.

Но для Адама не нашлось подходящего помощника. Тогда Господь Бог погрузил человека в глубокий сон, и пока тот спал, взял одно из его ребер и закрыл это место плотью. Из ребра, которое Он вынул из человека, Господь Бог создал женщину и привел ее к нему.

Человек сказал:

«Вот теперь это кость от костей моих

и плоть от плоти моей:

она будет называться „женщина“,

потому что была взята от мужчины».

Поэтому оставит человек отца и мать и соединится со своей женой, и двое станут одной плотью.

И Адам, и его жена были наги, но не испытывали стыда.

a) 2:1 Букв.: «всего воинства их».

b) 2:4 Господь – евр.: «ЙГВГ». В данном переводе это имя везде переводится как «Господь», а также «Сущий» (см. Исх. 3:13-15). Это имя, вероятно, означает «Он есть», указывает на активное участие Бога в жизни Своего народа и всего творения, говорит о Его вечном существовании и показывает неизменность Его природы и характера.

c) 2:6 Или: «туман», «пар».

d) 2:7 В еврейском тексте игра слов: «человек» («адам») и «земля» («адама»).

e) 2:7 Или: «дух, дающий жизнь».

f) 2:9 Или: «познания всего».

g) 2:13 Возможно, юго-восточная Месопотамия.

h) 2:14 Евр.: «Хиддекель».

i) 2:14 Или: «Ассирии».

j) 2:17 В Писании слово «умереть» используется в двух значениях: 1) плотская смерть человека означает конец жизни человека в этом мире; 2) духовная смерть означает разрыв отношений человека с Создателем и отдаление от Него.

k) 2:20 Или: «для человека».

l) 2:23 В еврейском тексте игра слов: «женщина» (евр.: «ишша») и «мужчина» (евр.: «иш»).