Книга пророка Исаии, глава 22

Пророчество об Иерусалиме

Пророчество о долине Видения.

Что с тобою,

что ты весь поднялся на крыши,

город, охваченный суматохой,

шумный, ликующий город?

Не мечом поражены твои убитые

и не в битве погибли.

Все правители твои вместе бежали,

но были схвачены без помощи лука.

Все, кто был найден, вместе схвачены,

даром что далеко убежали.

Потому и сказал я:

– Оставьте меня;

я буду горько плакать.

Не старайтесь утешить меня

в гибели моего народа.

Владыка, Господь Сил, определил

день смуты, попрания и замешательства

в долине Видения,

день разрушения стен

и крика о помощи к горам.

Елам поднимает колчан,

идет с колесницами и всадниками,

Кир обнажает щит.

Твои лучшие долины полны колесниц,

и всадники выстроились у городских ворот;

сметены укрепления Иудеи.

В тот день вы смотрели

на оружие во дворце Ливанского леса.

Вы видели множество проломов

в укреплениях Города Давида.

Вы запасали воду

в Нижнем пруду.

Вы осматривали дома в Иерусалиме

и разрушали некоторые из них, чтобы укрепить стену.

Вы устраивали между двумя стенами

хранилище для вод Старого пруда,

но не смотрели на Того,

Кто все это определил,

и не обращали внимания на Того,

Кто задумал это издавна.

Владыка, Господь Сил,

призвал вас в тот день

плакать и горевать,

остричь головы и одеться в рубище.

Но нет, вместо этого у вас веселье и радость;

вы режете волов, убиваете овец,

едите мясо и пьете вино!

– Давайте будем есть и пить, – говорите, –

потому что завтра умрем!

Господь Сил открыл моим ушам:

– Этот грех не будет прощен вам до вашего смертного дня, – говорит Владыка, Господь Сил.

Послания Господа Шевне и Элиакиму

Так говорит Владыка, Господь Сил:

– Пойди, скажи этому царедворцу, Шевне,

что распоряжается дворцом:

Кто ты здесь, и кто у тебя здесь,

что ты вырубаешь себе здесь гробницу?

Ты высек себе могилу на высоте

и вытесал место своего упокоения в скале.

Но Господь крепко схватит

и вышвырнет тебя, силач.

Он скатает тебя в клубок

и забросит в большую страну.

Там умрешь ты,

и там останутся твои великолепные колесницы,

о ты, позор на дом своего господина!

Я смещу тебя с твоей должности,

и ты будешь изгнан со своего места.

– В тот день Я призову Моего слугу Элиакима, сына Хелкии. Я одену его в твою одежду, опояшу его твоим поясом и отдам ему твою власть. Он будет отцом жителям Иерусалима и дому Иуды. Я возложу на его плечи ключ от дома Давида; то, что он открывает, никто не закроет, и то, что он закрывает, никто не откроет. Я вгоню его, как гвоздь, в твердое место; он будет престолом славы для дома своего отца. Потомки и отпрыски его семьи всей своей тяжестью будут висеть на нем, как малые сосуды, от чаш до кувшинов, висят на гвозде.

«В тот день, – возвещает Господь Сил, – гвоздь, вогнанный в твердое место, расшатается; будет вырван и упадет, а висящий на нем груз пропадет».

Так сказал Господь.

a) 22:1 Долина Видения – т. е. Иерусалим; также в ст. 5.

b) 22:6 Смысл этого места в еврейском тексте неясен.

c) 22:6 Елам … Кир – народы, обитавшие к востоку от Иерусалима, вместе с ассирийцами участвовавли в его осаде, когда беззащитный город был полностью окружен.

d) 22:8 Дворец Ливанского леса – так назывался арсенал, сооруженный царем Соломоном при своем дворце (см. 3 Цар. 7:2-5; 10:16-17).

e) 22:9 Город Давида – старая часть города Иерусалима, где находилась крепость и царский дворец, на горе Сион (см. 2 Цар. 5:7-9).

f) 22:9 Нижний пруд – вероятно то же, что и Старый пруд (см. ст. 11). Царь Езекия прорыл канал от источника Гихон и наполнил этот пруд водой, чтобы город не имел в ней нужду во время осады (см. 4 Цар. 20:20; 2 Пар. 32:30). В других местах Писания он носит название «пруд Силоам», «бассейн Селах»; (см. Неем. 3:15; Лк. 13:4; Ин. 9:7-11).

g) 22:8-12 Эти стихи говорят об осаде Иерусалима Синаххерибом в 701 г. до н. э. (см. гл. 36–37).

h) 22:22 Ключ, о котором говорит пророк Исаия, давал право на вход в царские покои и потому служил символом власти (ср. Мат. 16:19; Отк. 3:7).

i) 22:20-25 Так как Элиаким злоупотребил своим должностным положением, которое дал ему Бог, и доверием царя, тем что нанимал только своих родственников, Бог наказал Элиакима и его семью, отобрав у него высокое положение, от которого они все зависели. В отличие от Элиакима, Иосиф и пророк Даниил являются хорошим примером выполнения своих обязательств (см. Быт. 37; 39; 41:37-57; Дан. 6:1-3).