Книга притчей Соломоновых, глава 21

Как поток воды, сердце царя в руке Господней:

куда Он захочет, туда его и направит.

Все пути человека пред глазами его прямы,

но Господь испытывает сердца.

Кто поступает праведно и справедливо –

угодней Господу, нежели приносящий жертвы.

Надменный взгляд и гордое сердце –

как светильник для нечестивого, но это грех.

Замыслы усердного принесут изобилие,

а всякий торопливый лишь обнищает.

Состояние, нажитое лживым языком, –

это тающий пар ищущих смерти.

Жестокость злодеев их же и погубит,

ведь они отказываются поступать справедливо.

Путь преступных извилист,

а поступки невинных чисты.

Лучше жить на углу крыши,

чем делить дом со сварливой женой.

Нечестивый желает зла,

милости ближний у него не найдет.

Когда наказан глумливый, простаки становятся мудрее;

когда наставлен мудрец, он обретает знание.

Праведник примечает дом нечестивца

и насылает на нечестивца гибель.

Если кто затыкает уши от крика бедных,

то он однажды сам будет кричать, и его не услышат.

Тайный подарок предотвращает гнев,

и взятка, скрытая под плащом, – лютую ярость.

Радость праведным, когда вершат правосудие,

но ужас злодеям.

Тот, кто сошел с пути разума,

упокоится в обществе мертвецов.

Любящий развлечения обеднеет,

любящий вино и дорогие мази не разбогатеет.

Нечестивым праведника выкупают,

а вероломным – верного.

Лучше жить в пустыне,

чем со сварливой и злобной женой.

Дорогое добро и масло остается в доме у мудрого,

а глупец его проедает.

Стремящийся к праведности и любви

найдет и жизнь, и праведность, и славу.

Один мудрец может покорить город, полный воинов,

и низвергнуть крепость, на которую они полагались.

Сторожащий уста свои и язык

хранит себя от беды.

Гордец надменный, «глумливый» – имя ему;

он действует в чрезмерной гордыне.

Желания ленивца его умертвят,

так как руки его отказываются трудиться.

День напролет он жаждет и желает,

а праведный дает не жалея.

Жертва злодеев – мерзость,

тем паче, когда приносится со злым умыслом.

Лживый свидетель погибнет,

свидетельство того, кто все слышал, устоит.

Нечестивый делает уверенное лицо,

а праведный обдумывает свой путь.

Нет ни мудрости, ни разума, ни замысла,

что имели бы успех против Господа.

Коня готовят на день сражения,

а победу дает Господь.

a) 21:6 В некоторых рукописях еврейского текста и в некоторых древних переводах: «смертоносная западня».

b) 21:16 Евр.: «рефаим».

c) 21:17 Дорогие мази – или «дорогую еду».

d) 21:28 Букв.: «человек, который слышит, будет говорить вовек».

e) 21:29 Или: «твердо идет по своему пути».