Был ли Иоанн Креститель на самом деле перевоплощенным Илией?

В Евангелии от Матфея 11:7-14 написано: «Когда же они пошли, Иисус начал говорить народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую? Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских. Что же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка. Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его. От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его, ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна. И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти». Тут Иисус цитирует из книги пророка Малахии 3:1, где этот ангел или посланник представляется как пророческая личность, которой предстояло появиться. Согласно Малахии 4:5, этот посланник – «Илия пророк», которым Иисус называет Иоанна Крестителя. Означает ли это, что Иоанн Креститель был перевоплощенным Илией? Никак нет.

Во-первых, слушатели Иисуса (и первоначальные читатели Матфея) никогда бы не восприняли слова Иисуса как упоминание о реинкарнации. Кроме того, Илия не умер – Он был взят на небеса в вихре на огненной колеснице (4 Царств 2:11). В аргументах в пользу реинкарнации (или воскрешения) Илии этот момент не учитывается. В любом случае, исполнением пророчества о «приходе» Илии считалось бы его физическое возвращение на землю с небес.

Во-вторых, в Библии совершенно ясно написано, что Иоанн Креститель назван Илией, потому что он пришел «в духе и силе Илии» (Луки 1:17), а не потому, что был таковым в буквальном смысле. Иоанн был предвестником Нового Завета, готовящим путь к приходу Господа, точно так же, как Илия исполнил эту роль в Ветхом Завете (и, возможно, снова в будущем – см. Откровение 11).

В-третьих, сам Илия появляется вместе с Моисеем при преображении Иисуса после смерти Иоанна Крестителя. Этого бы не случилось, если бы Илия изменил свою личность на личность Иоанна (Матфея 17:11-12).

В-четвертых, в Марка 6:14-16 и 8:28 указывается, что и народ, и Ирод различали Иоанна Крестителя и Илию.

Наконец, доказательство того, что Иоанн Креститель не был перевоплощенным Илией, исходит от самого Иоанна. В первой главе Евангелия от апостола Иоанна он называет себя посланником из Исаии 40:3, а не Илией из Малахии 3:1. Более того, он конкретно ответил, что не был Илией (Иоанна 1:19-23).

Иоанн сделал для Иисуса то, что Илия должен был сделать для пришествия Господа, но он не был перевоплощенным Илией. Христос назвал Иоанна Крестителя Илией, в то время как сам Иоанн отверг такое сравнение. Как согласовать эти два момента? В определении Иисуса есть ключевая фраза, которую нельзя игнорировать. Он говорит: «И если хотите принять, он есть Илия». Иными словами, определение Иоанна Крестителя как Илии не было основано на том, что он был настоящим Ильей, а на реакции людей на его роль. Для тех, кто желал верить в Христа, Иоанн Креститель действовал как Илия, поскольку они верили в Иисуса как Господа. Для религиозных лидеров, которые отвергли Его, Иоанн Креститель эту роль не выполнял.

Авторские права

При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта gotQuestions?org!

Материалы размещены с разрешения правообладателя.

Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.