Святой Дух – мужского, женского или среднего рода?

Распространенной ошибкой в отношении Святого Духа является убеждение, что Святой Дух среднего рода, что в Библии нигде не упоминается. Святой Дух является личностью. Ему свойственны характеристики личности, Он выполняет личные действия и имеет личные отношения. Он все понимает (1 Коринфянам 2:10–11). Он знает, что требует интеллекта (Римлянам 8:27). У него есть воля (1 Коринфянам 12:11). Он уличает грех (Иоанна 16:8). Он творит чудеса (Деяния 8:39). Он направляет (Иоанна 16:13). Он печется о людях (Римлянам 8:26). Ему необходимо повиноваться (Деяния 10:19–20). Его обманывали (Деяния 5:3), Ему противились (Деяния 7:51), Он бывал опечален (Ефесянам 4:30), Его хулили (Матфея 12:31) и даже оскорбляли (Евреям 10:29). Он взаимодействовал с апостолами (Деяния 15:28) и каждым Лицом Троицы (Иоанна 16:14; Матфея 28:19; 2 Коринфянам 13:13). Личностность Святого Духа установлена в Библии, но как насчет пола?

В лингвистическом отношении совершенно понятно, что мужские теистические термины преобладают в Писании. В обоих Заветах по отношению к Богу используются местоимения мужского рода. Конкретные имена Бога (например, Яхве, Элохим, Адонай, Кюриос, Теос и т.д.) – принадлежат к мужскому роду. Господа никогда не называют женским именем, и не обращаются к Нему с использованием местоимений женского рода. Святой Дух упоминается в мужском роде во всем Новом Завете, хотя слово «дух» (греч. «пневма») само по себе, является гендерно-нейтральным. На иврите слово «дух» («руах») в Бытие 1:2 – женского рода. Но род слова на греческом или иврите не имеет ничего общего с гендерными различиями.

С теологической точки зрения, поскольку Святой Дух является Богом, то можно сделать определенные утверждения о Нем, исходя из общих высказываний о Боге. Бог есть Дух, в отличие от физического или материального понятия. Бог невидим и Дух – также (Иоанна 4:24; Луки 24:39; Римлянам 1:20; Колоcсянам 1:15; 1 Тимофею 1:17). Поэтому ничто материальное никогда не должно и не может быть использовано для представления Бога (Исход 20:4). Если половые признаки являются телесной характеристикой, то Дух не имеет пола. Бог, по Своей сущности, не имеет пола.

Обозначения пола Бога в Библии не являются единодушными. Многие думают, что Библия представляет Бога исключительно мужскими терминами, но это не во всех случаях так. О Боге сказано в книге Иова, что Он рожает, и Он изображает Себя матерью в книге пророка Исаии. Иисус описывал Отца как женщину, ищущую потерянную монету, в Евангелии от Луки 15 (а Себя сравнивает с «наседкой» в Евангелии от Матфея 23:37). В Бытие 1:26–27 Бог сказал: «Создадим человека – Наш образ и Наше подобие», а затем «Бог сотворил человека, образ Свой, Божий образ Он сотворил, мужчину и женщину сотворил» (тут и далее ¬– современный перевод Российского Библейского Общества). Итак, образ Божий был мужским и женским, а не только каким-то одним из них. Это подтверждается в книге Бытие 5:2 и дословно переводится так: «Он мужчину и женщину сотворил, благословил и, сотворив их, дал им имя “Адам”». Еврейский термин «адам» – значит «человек», и контекст показывает, обозначает ли он «мужчину» (т. е., не женщину) или «человечество» (в собирательном смысле). Таким образом, до какой степени человечество бы ни было создано по образу Божьему, пол не обсуждается.

Мужские образы в Писании, однако, имеют значение. Второй раз, когда Бог открылся в физическом образе, описан в Евангелии от Иоанна, глава 14, где ученики попросили Иисуса показать им Отца. Он отвечает в стихе 9, сказав: «Тот, кто видел Меня, видел Отца». Павел объясняет в Колоссянам 1:15, что Иисус был точным подобием Божьим, называя Его – «видимый образ невидимого Бога». Этот стих демонстрирует превосходство Христа над всем творением и большинством древних религий, которые верят в пантеон – богов и богинь, достойных поклонения, но лишь иудео-христианство отличается своей верой в Верховного Творца. Мужские термины лучше передают отношение Творца к творению. Как мужчина приходит к женщине извне, чтобы она забеременела, так и Бог сотворил вселенную извне, а не создал ее изнутри… Как женщина не может сама зачать, так и вселенная не может создать себя сама. Павел говорит об этом в 1 Тимофею 2:12–14, когда речь идет о порядке творения как образце для церковного уклада.

В конце концов, какими бы ни были наши богословские рассуждения, факт заключается в том, что Бог использовал исключительно мужские термины для обозначения Себя, даже в метафорах. При помощи Библии Он научил нас, как говорить о Нем, и это происходит при использовании мужских реляционных терминов. Таким образом, в то время, как Святой Дух не является ни мужчиной, ни женщиной по Своей сущности, о Нем правильно говорить в мужском роде – в силу Его причастности к созданию и библейскому откровению. Не существует абсолютно никакого библейского основания для того, чтобы считать Святого Духа «женским» Лицом Троицы.

Авторские права

При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта gotQuestions?org!

Материалы размещены с разрешения правообладателя.

Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.